Шелопугина Татьяна Михайловна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студентки 3-го курса, отделения ПНК
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация: в статье рассмотрено влияние развития сенсорных и двигательных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: тяжёлое нарушение речи, добукварный и букварный периоды письменная и устная речи.
В концепции Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования предусматривается получение обучающимися начальных классов метапредметных результатов, в том числе овладение коммуникативными универсальными учебными действиями. Важным аспектом в освоении школьниками коммуникативных УУД является уровень их речевого развития. Этот процесс невозможен при нарушениях в речевом развитии. Нарушение речи характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [2, с. 152].
Помимо недостатков в звукопроизношении, которые легко определяются и чаще всего принимаются за определяющий показатель диагноза, у детей с тяжелыми нарушениями речи нарушается целый комплекс речевых функций: фонематическое недоразвитие речи, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, недостаточное развитие словаря, аграмматизмы в речи. Всё это, в комплексе, приводит к трудностям при обучении грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи.
Проанализировав литературу по исследуемой теме, я выделила характерные особенности развития начальных навыков чтения и письма у младших школьников. Такие авторы как, Калягин В.А. в учебном пособии описывает психолого-педагогическую характеристику обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи исходя из которой выведены особенности развитии речи и письма у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).
Для речевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи свойственно: «снижение активного и пассивного словаря; нарушение звукопроизношения; искажение слоговой структуры слова; недоразвитие лексико-грамматического строя речи; несформированность фонематических процессов; недоразвитие связанной речи» [15, с. 41].
Развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи происходит затрудненно. Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики рук ведет к затруднениям следующего характера. Неумение связно писать буквы, то есть действовать на основе двигательных компонентов по алгоритму; сложно выполнить алгоритм трех видов соединения букв в словах. И. Н. Комкова отмечает «замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности приводит к слабому контролю за графической стороной письма (например, неумение соотнести букву и линии в тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону и другое)» [9, с. 112].
По мнению Л. С. Цветковой, трудности формирования процесса письма у детей, его несформированность имеют комплексный характер. Механизмы нарушения, обычно системные и могут затрагивать не только простые психические процессы (моторика, графомоторная координация, нарушения звукового анализа и синтеза, но высшие психические функции (несформированности личности, поведенческие нарушения, внимания, абстрактных форм мышления).
Нарушение речевой деятельности негативно влияет на развитие интеллектуальной, сенсорной, аффективно-волевой сфер. «Помимо задержки развития локомоторных функций для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно отставание в формировании двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения» [19, с. 98]. Совокупность нарушения в мыслительных процессах и координации ведет к отставанию в овладении речью и овладении универсальными учебными действиями.
Дальнейшее исследование предполагает поиск эффективных приемов работы по коррекции навыков письма и чтения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967.
Петрова, В. Б. Состояние письма обучающихся специальной / Наука и образование: новое время, 2019.
Комкова, И. Н. Диагностическая программа изучения графомоторного навыка письма у детей младшего школьного возраста с ОВЗ /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2016.
Филичева, Т. Б. Основы логопедии/Т. Б. Филичва. – М., 2009.