СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности обучения русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена презентация для проведения семинара.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности обучения русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС"»

«Особенности обучения русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС ООО».

«Особенности обучения русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС ООО».

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.  Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5 классе. Опыт пока небольшой, остаётся много вопросов.
  • Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. 
  • Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5 классе. Опыт пока небольшой, остаётся много вопросов.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным! Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
  • Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
  • Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
  • Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
  • Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
  • На уроках русского языка и литературы стараюсь больше уделять внимания образной стороне речи учащихся, а также формированию сознательного отношения к тексту как основному инструменту познания.
  • Современная методика обучения русскому языку и литературе призвана обращать внимание на каждое слово, на каждое выражение читаемого текста и вдумываться в них.
  • Таким образом, текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.  Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом- я поставила перед собой следующие задачи:  1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;  2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.  Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. 
Методические приемы и формы решения проблемы.  Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:   • комплексная работа с текстом;   • лингвостилистический анализ текста;   • «самодиктанты»;   • сочинение-рассуждение;   • редактирование текста;   • различные виды диктантов;   • интеллектуально-лингвистические упражнения;   • работа с текстами-миниатюрами;   • составление синквейнов, кластеров к тексту;   • коммуникативные и игровые ситуации. 
  • Методические приемы и формы решения проблемы. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:  • комплексная работа с текстом;  • лингвостилистический анализ текста;  • «самодиктанты»;  • сочинение-рассуждение;  • редактирование текста;  • различные виды диктантов;  • интеллектуально-лингвистические упражнения;  • работа с текстами-миниатюрами;  • составление синквейнов, кластеров к тексту;  • коммуникативные и игровые ситуации. 
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности.
  • В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности.
Особую роль в воспитании, развитии современного ученика приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.  Учебники по русскому языку имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. 
  • Особую роль в воспитании, развитии современного ученика приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. 
  • Учебники по русскому языку имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. 
Примерный план анализа текста любого типа речи:   1. Выразительное чтение текста.   2. Словарная работа.   3. Тема текста.   4. Идея текста.   5. Тип текста.   6. Стиль текста.   7. Выразительные средства речи и их роль. 
  • Примерный план анализа текста любого типа речи:  1. Выразительное чтение текста.  2. Словарная работа.  3. Тема текста.  4. Идея текста.  5. Тип текста.  6. Стиль текста.  7. Выразительные средства речи и их роль. 
Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы.

Комплексный анализ текста.

  • Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы.
Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло. В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры. Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах. (По А. Марину.)
  • Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло.
  • В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
  • Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц.
  • Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры.
  • Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.
  • (По А. Марину.)
1.Озаглавьте текст. 2.Тема текста 3. Основная мысль текста 4.Стиль текста 5.Тип текста 6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 7. Произведите фонетический разбор слова   еще 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты 9.        Разберите по составу следующие слова:  прохлада,        душистые,        припекает 10.        Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица. 11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения. 12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.
  • 1.Озаглавьте текст.
  • 2.Тема текста
  • 3. Основная мысль текста
  • 4.Стиль текста
  • 5.Тип текста
  • 6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  • 7. Произведите фонетический разбор слова   еще
  • 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты
  • 9.        Разберите по составу следующие слова: прохлада,        душистые,        припекает
  • 10.        Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.
  • 11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
  • 12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..   Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».   Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. 
  • На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты..  Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».  Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. 
  • Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.  Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений.  Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта учеников, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания учащийся совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. 
Использую коммуникативно-речевые упражнения.   Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?   1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.   2. Красную речь хорошо и слушать.   3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.   4. Красное дерево редко, красное слово метко. 
  • Использую коммуникативно-речевые упражнения.  Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?  1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.  2. Красную речь хорошо и слушать.  3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.  4. Красное дерево редко, красное слово метко. 
Развитию творческих способностей содействуют дидактические задания на уроке. Например:   1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.   2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.   3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.   4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. 
  • Развитию творческих способностей содействуют дидактические задания на уроке. Например:  1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.  2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.  3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.  4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. 
Для улучшения усвоения содержания текста на уроках литературы в 5 классе можно использовать различные задания. Такие задания постоянно используются при работе со сказками и рассказами.
  • Для улучшения усвоения содержания текста на уроках литературы в 5 классе можно использовать различные задания. Такие задания постоянно используются при работе со сказками и рассказами.
1. Прочитайте текст, объясните, почему автор дал тексту такое название, определите тему текста и главную мысль. 2. Найдите начало текста, конец, главных героев. 3. Определите тип текста. Докажите свой выбор. 4. Определите жанр текста. Докажите свой выбор. 5. Найдите и зачитайте описание главных героев. 6. Слова, каких частей речи использованы для описания героев, их внешности и поступков (например, имена прилагательные, глаголы) 7. Опишите героев произведения своими словами, выразите своё отношение к их поступкам, действиям. 8. Разделите текст на части, озаглавьте их. К каждой части нарисуйте иллюстрацию, по рисункам перескажите текст. 9. Подберите пословицы и поговорки к тексту.
  • 1. Прочитайте текст, объясните, почему автор дал тексту такое название, определите тему текста и главную мысль.
  • 2. Найдите начало текста, конец, главных героев.
  • 3. Определите тип текста. Докажите свой выбор.
  • 4. Определите жанр текста. Докажите свой выбор.
  • 5. Найдите и зачитайте описание главных героев.
  • 6. Слова, каких частей речи использованы для описания героев, их внешности и поступков (например, имена прилагательные, глаголы)
  • 7. Опишите героев произведения своими словами, выразите своё отношение к их поступкам, действиям.
  • 8. Разделите текст на части, озаглавьте их. К каждой части нарисуйте иллюстрацию, по рисункам перескажите текст.
  • 9. Подберите пословицы и поговорки к тексту.
10. Вспомните какие есть загадки про персонажей текста. (например про медведя, волка, жабу, аиста и т.д.) 11. Перескажите текст от лица одного из главных героев. 12. Придумайте своё название тексту, добавьте, если возможно других героев в этот текст. Придумайте свой конец текста. 13. Расскажите текст с изменением времени действия ( например в прошедшем или будущем времени) 14. Используйте при описании внешности и характера героя как можно больше прилагательных. ( например лисица ( какая?) хитрая, ловкая, забавная, льстивая, рыжая, умная и т.д.) 15. Найдите в тексте слова антонимы, синонимы, омонимы. 16. Вспомните, какие мультфильмы и детские фильмы сняты по данному произведению. Чем различаются сюжеты фильмов и содержание произведения. 17. Опишите героев произведения, используя стихотворные строчки. 18. Составьте кроссворд по данному произведению. 19. Ответьте на вопросы викторины по этому произведению.
  • 10. Вспомните какие есть загадки про персонажей текста. (например про медведя, волка, жабу, аиста и т.д.)
  • 11. Перескажите текст от лица одного из главных героев.
  • 12. Придумайте своё название тексту, добавьте, если возможно других героев в этот текст. Придумайте свой конец текста.
  • 13. Расскажите текст с изменением времени действия ( например в прошедшем или будущем времени)
  • 14. Используйте при описании внешности и характера героя как можно больше прилагательных. ( например лисица ( какая?) хитрая, ловкая, забавная, льстивая, рыжая, умная и т.д.)
  • 15. Найдите в тексте слова антонимы, синонимы, омонимы.
  • 16. Вспомните, какие мультфильмы и детские фильмы сняты по данному произведению. Чем различаются сюжеты фильмов и содержание произведения.
  • 17. Опишите героев произведения, используя стихотворные строчки.
  • 18. Составьте кроссворд по данному произведению.
  • 19. Ответьте на вопросы викторины по этому произведению.
Как показывает опыт, наиболее сложным видом работы по развитию речи является сжатое изложение. Ученики тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить этому, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9 классов могут кратко пересказать текст. Это объясняется тем, что сжатое изложение требует специальной логической работы. Уже в 5 классе знакомлю учащихся с основными логическими способами сжатия текста: исключением, обобщением, упрощением.
  • Как показывает опыт, наиболее сложным видом работы по развитию речи является сжатое изложение. Ученики тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить этому, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9 классов могут кратко пересказать текст. Это объясняется тем, что сжатое изложение требует специальной логической работы.
  • Уже в 5 классе знакомлю учащихся с основными логическими способами сжатия текста: исключением, обобщением, упрощением.
Далее работа над сжатием продолжается на примерах прочитанных текстов. Её провожу по следующему плану: 1. Чтение текста (вслух учителем или про себя). 2. Определение темы текста, типа речи, идеи. Следующие вопросы являются традиционными для данного этапа урока: - О чём ? - Как автор об этом пишет? - Что автор хотел этим сказать? - В каком предложении находится главная мысль автора? Нацеливаю учеников на то, что самая важная информация содержится в начале текста или в конце. 3. Составление плана. 4. Выделение ключевых слов. 5. Поабзацное сжатие текста.
  • Далее работа над сжатием продолжается на примерах прочитанных текстов. Её провожу по следующему плану:
  • 1. Чтение текста (вслух учителем или про себя).
  • 2. Определение темы текста, типа речи, идеи.
  • Следующие вопросы являются традиционными для данного этапа урока:
  • - О чём ?
  • - Как автор об этом пишет?
  • - Что автор хотел этим сказать?
  • - В каком предложении находится главная мысль автора?
  • Нацеливаю учеников на то, что самая важная информация содержится в начале текста или в конце.
  • 3. Составление плана.
  • 4. Выделение ключевых слов.
  • 5. Поабзацное сжатие текста.
Большее предпочтение на своих уроках я отдаю технологии дифференцированного обучения. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания, карточки, тесты. При изучении нового материала и его практическом применении для слабых учащихся даю такие задания: -воспроизвести учебный материал, -ответить на вопрос, -выбрать правильный ответ, -заполнить таблицу примерами из правила, -выполнить упражнение по образцу.
  • Большее предпочтение на своих уроках я отдаю технологии дифференцированного обучения.
  • На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания, карточки, тесты. При изучении нового материала и его практическом применении для слабых учащихся даю такие задания:
  • -воспроизвести учебный материал,
  • -ответить на вопрос,
  • -выбрать правильный ответ,
  • -заполнить таблицу примерами из правила,
  • -выполнить упражнение по образцу.
Для учащихся среднего и высокого уровней развития такие: -вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее изученным, показать сходство (например, правописания одной  и двух НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий) и различие (например, обособление распространенных определений и обстоятельств), составить схему, заполнить сравнительную таблицу, -выполнить упражнение на применение изученного материала, -доказать, объяснить, -придумать слово или предложение к данной схеме, -подобрать или составить задание на орфограмму или пунктограмму, -написать мини-сочинение на уроке и другие, то есть, даются уже задания исследовательского уровня.
  • Для учащихся среднего и высокого уровней развития такие:
  • -вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее изученным, показать сходство (например, правописания одной  и двух НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий) и различие (например, обособление распространенных определений и обстоятельств), составить схему, заполнить сравнительную таблицу,
  • -выполнить упражнение на применение изученного материала,
  • -доказать, объяснить,
  • -придумать слово или предложение к данной схеме,
  • -подобрать или составить задание на орфограмму или пунктограмму,
  • -написать мини-сочинение на уроке и другие, то есть, даются уже задания исследовательского уровня.
Приведу примеры возможных видов работы, которые могут быть использованы после фронтального объяснения нового материала при изучении темы «Букв ы о-а в корне –гор- - -гар-, -зар- - -зор- ».
  • Приведу примеры возможных видов работы, которые могут быть использованы после фронтального объяснения нового материала при изучении темы «Букв ы о-а в корне –гор- - -гар-, -зар- - -зор- ».
Для группы сильных учащихся. Прочитайте параграф. Составьте таблицу на тему «Чередование в корне а/о, зависящее от ударения». Заполните её примерами. Составьте текст-повествование «Рассвет», используя данные слова. Найдите слова с чередованием в корне а/о. Обозначьте орфограмму. Шалаш, охотник, наблюдать, заросли, заря, разгораться, ложиться, роса, прохладно, туман, касаться, перв ый, луч, алый.
  • Для группы сильных учащихся.
  • Прочитайте параграф. Составьте таблицу на тему «Чередование в корне а/о, зависящее от ударения». Заполните её примерами.
  • Составьте текст-повествование «Рассвет», используя данные слова. Найдите слова с чередованием в корне а/о. Обозначьте орфограмму.
  • Шалаш, охотник, наблюдать, заросли, заря, разгораться, ложиться, роса, прохладно, туман, касаться, перв ый, луч, алый.
Для группы средних учащихся. Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами. Выпишите в одну колонку слова и словосочетания с –гар-, а в другую с –гор-. Расставьте ударение.  Г…рючее вещество, уг…рный газ, обг…релый пень, г…рячий пирог, заг…релый спортсмен, ог…рок свечи, уг…р, пахнет г…речью, г…рячка, бронзовый заг…р, заг…рать на берегу, подг…ревшее молоко.
  • Для группы средних учащихся.
  • Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
  • Выпишите в одну колонку слова и словосочетания с –гар-, а в другую с –гор-. Расставьте ударение.
  • Г…рючее вещество, уг…рный газ, обг…релый пень, г…рячий пирог, заг…релый спортсмен, ог…рок свечи, уг…р, пахнет г…речью, г…рячка, бронзовый заг…р, заг…рать на берегу, подг…ревшее молоко.
Для группы слабых учащихся. Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.  1.Свеча сильно наг…рела, фитиль покрылся тёмной шапкой и тихо потрескивал. 2. Мрачно шагали пог…рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь. 3. Все поднялись рано, с з…рёй. 4. Ветер пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землёй з…рницы вспыхнул огонёк.
  • Для группы слабых учащихся.
  • Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
  • Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
  • 1.Свеча сильно наг…рела, фитиль покрылся тёмной шапкой и тихо потрескивал. 2. Мрачно шагали пог…рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь. 3. Все поднялись рано, с з…рёй. 4. Ветер пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землёй з…рницы вспыхнул огонёк.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!