Просмотр содержимого документа
«Особенности организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Особенности организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Подготовила:
Бочарова Надежда Александровна,
Учитель, I категории.
В связи с выраженными нарушениями познавательных процессов, и высших психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти и др.) подходы к коррекции, требующие сформированности абстрактно-логического мышления, оказываются непродуктивными. Как правило, в связи с этим, становится невозможным усвоение «академического» компонента образовательных программ. Мотивационно-потребностная сфера детей данной категории как правило не развита, интерес к деятельности имеет неустойчивый и кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс.
Специальные условия обучения ребенка с ТМНР включают в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, как в урочное, так и вне урочное время;
- обеспечение доступа в здание организации, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающегося с ОВЗ. (ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.79,п.3)
Цель и Задача обучения детей с ТМНР
Целью образовательной деятельности является переход от достигнутого ребенком уровня к тому, что еще предстоит освоить.
Обучение детей с ТМНР связано
с социально-бытовой адаптацией и носит в строго практическую направленность
Первоочередной задачей обучения ребенка с ТМНР является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка в социальную жизнь.
Материально - техническое обеспечение
- организация пространства, в котором обучается ребенок с ТМНР;
- организация временного режима обучения;
- организация учебного места ребенка с ТМНР;
- технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребенка с ТМНР к образованию;
- специальные учебные и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям ребенка;
- обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудников с родителями (законными представителями) обучающихся
Особенности организации обучения детей с ТМНР
Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка.
При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции».
Дети обучаются по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
Дети находятся в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.
Требуется специальная работа по дозированному поэтапному и планомерному расширению его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы