СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности педагогической ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены особенности педагогической ситуации

Просмотр содержимого документа
«Особенности педагогической ситуации»

Педагогическая ситуация и приемы ее решения  я

Педагогическая ситуация и приемы ее решения

я

Профессиональная компетентность учителя -  интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей

Профессиональная компетентность учителя -

интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей

современный учитель - не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; - не умеет организовать работу в группах; - не знает типологию детских поблеем (детства в целом); - не умеет работать с различными категориями детей; - не владеет общей психологической культурой общения; - не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.; - не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей) (В.В. Рубцов)

современный учитель

  • - не умеет организовать урок в деятельностной парадигме;
  • - не умеет организовать работу в группах;
  • - не знает типологию детских поблеем (детства в целом);
  • - не умеет работать с различными категориями детей;
  • - не владеет общей психологической культурой общения;
  • - не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.;
  • - не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей)

(В.В. Рубцов)

Модель эффективного учителя Эффективный учитель = Э (З + М + Л)  где: Э – этические принципы;  З – знания;  М – мышление; Л – лидерские навыки  (М.Барбер)

Модель эффективного учителя

  • Эффективный учитель = Э (З + М + Л) где:
  • Э – этические принципы; З – знания; М – мышление;
  • Л – лидерские навыки

(М.Барбер)

Задание: 1. Ответьте на вопросы : 1) Объясните, почему эти составляющие должны быть в основе профессиональной компетентности учителя?   2) Какое влияние оказывают данные составляющие на успешное решение профессиональных ситуаций?    2. Заполните 1 и 2 колонки таблицы «З-Х-У» , отвечая на вопрос: «Что вы знаете о профессиональных ситуациях и путях их решения?» Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) Знаю (проблема, ситуация, задача и др.) Хочу знать Узнал          

Задание:

  • 1. Ответьте на вопросы :
  • 1) Объясните, почему эти составляющие должны быть в основе профессиональной компетентности учителя?
  •  
  • 2) Какое влияние оказывают данные составляющие на успешное решение профессиональных ситуаций?
  •  
  • 2. Заполните 1 и 2 колонки таблицы «З-Х-У» , отвечая на вопрос: «Что вы знаете о профессиональных ситуациях и путях их решения?»
  • Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
  • Знаю (проблема, ситуация, задача и др.)
  • Хочу знать
  • Узнал

 

  •  
  •  
  •  
  •  
Педагогическая ситуация -  (от франц. situation – положение, обстановка, совокупность обстоятельств) момент взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который обостряет противоречия воспитательного процесса  (В.И. Загвязиннский )

Педагогическая ситуация -

(от франц. situation – положение, обстановка, совокупность обстоятельств) момент взаимодействия воспитателя и воспитанника в условиях учебно-воспитательного процесса, который обостряет противоречия воспитательного процесса

(В.И. Загвязиннский )

Педагогическая ситуация -  своеобразная единица учебно-воспитательного процесса, « точка пересечения » педагога и школьников в реальных обстоятельствах их жизнедеятельности, требующая от него принятия и реализации решения  (Д.З. Вульфов)

Педагогическая ситуация -

своеобразная единица учебно-воспитательного процесса, « точка пересечения » педагога и школьников в реальных обстоятельствах их жизнедеятельности, требующая от него принятия и реализации решения

(Д.З. Вульфов)

 Пример  Ученик 11 класса демонстративно заявляет Вам, что Ваш предмет ему не нужен, что ЕГЭ ему тоже сдавать не надо, он будет поступать в Китае - папа обо всем договорился. Каковы Ваши действия?

Пример

Ученик 11 класса демонстративно заявляет Вам, что Ваш предмет ему не нужен, что ЕГЭ ему тоже сдавать не надо, он будет поступать в Китае - папа обо всем договорился.

Каковы Ваши действия?

 Педагогическая ситуация -  кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону)

Педагогическая ситуация -

кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону)

Ситуация – испорченный светофор красный – прошлое, то, что уже произошло и к чему возврат закрыт; желтый – сложная напряженность и некоторая неопределенность нынешнего, сущего; зеленый открывающаяся перспектива

Ситуация – испорченный светофор

  • красный – прошлое, то, что уже произошло и к чему возврат закрыт;
  • желтый – сложная напряженность и некоторая неопределенность нынешнего, сущего;
  • зеленый открывающаяся перспектива
Ситуации могут быть: -мгновенными и длительными; - внезапными или ожидаемыми; - случайными или закономерными; - характерными или исключительными; - предсказуемыми или непредсказуемыми - благоприятными и неблагоприятными для взаимодействия; - напряженными и свободными; - с чертами публичности и интимными

Ситуации могут быть:

  • -мгновенными и длительными;
  • - внезапными или ожидаемыми;
  • - случайными или закономерными;
  • - характерными или исключительными;
  • - предсказуемыми или непредсказуемыми
  • - благоприятными и неблагоприятными для взаимодействия;
  • - напряженными и свободными;
  • - с чертами публичности и интимными
Конфликтная ситуация -  следствие низкой квалификации педагога, отсутствие у него профессиональной культуры, интуиции, умения владеть собой, предвидеть последствия тех или иных своих действий, «просчитать» варианты их дальнейшего развития

Конфликтная ситуация -

следствие низкой квалификации педагога, отсутствие у него профессиональной культуры, интуиции, умения владеть собой, предвидеть последствия тех или иных своих действий, «просчитать» варианты их дальнейшего развития

Задание: составьте кластер  Кластер -э то способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»

Задание: составьте кластер

Кластер -э то способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»

Сущность педагогической ситуации противоречие развитие разрешение

Сущность педагогической ситуации

противоречие

развитие

разрешение

Классификация педситуаций  по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.); по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные); по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные); по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые); по участникам (учитель – ученик, учитель – группа учеников, сейчас бы добавила учитель- родитель ученика) по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические); по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические. Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения). по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

Классификация педситуаций

  • по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
  • по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
  • по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
  • по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
  • по участникам (учитель – ученик, учитель – группа учеников, сейчас бы добавила учитель- родитель ученика)
  • по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
  • по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
  • Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).
  • по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).
Этапы решения педагогической ситуации 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых . 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Этапы решения педагогической ситуации

1. Обнаружение факта.

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3. Определение характера ее содержания.

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых .

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Педагогическая задача -  осмысленная педагогическая ситуация, с привнесенной в нее целью, в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (В.А. Сластёнин )

Педагогическая задача -

осмысленная педагогическая ситуация, с привнесенной в нее целью, в связи с необходимостью познания и преобразования действительности

(В.А. Сластёнин )

Задача -  обоснованное предписание по выполнению действия.  Задача включает в себя:  - цель,  - условие,  - сформулированный вопрос или задание

Задача -

обоснованное предписание по выполнению действия.

Задача включает в себя:

- цель,

- условие,

- сформулированный вопрос или задание

Алгоритм решения педагогической задачи 1. Осознание цели, проблемной ситуации, необходимости ее решения. 2. Поиск информации различными методами, включая диагностические процедуры. 3. Анализ конкретной ситуации и вычленение проблемы. 4. Разработка вариантов (альтернатив) для принятия решения. Выявление гипотез. 5. Выбор критериев решения. 6. Оценка и прогноз выбираемых вариантов (альтернатив). 7. Установление соответствия предлагаемого решения этико–правовым нормам исследовательской и проектной деятельности

Алгоритм решения педагогической задачи

1. Осознание цели, проблемной ситуации, необходимости ее решения.

2. Поиск информации различными методами, включая диагностические процедуры.

3. Анализ конкретной ситуации и вычленение проблемы.

4. Разработка вариантов (альтернатив) для принятия решения. Выявление гипотез.

5. Выбор критериев решения.

6. Оценка и прогноз выбираемых вариантов (альтернатив).

7. Установление соответствия предлагаемого решения этико–правовым нормам исследовательской и проектной деятельности

Алгоритм решения педагогической задачи 8. Предоставление решения в виде текста, системы знаков (условных обозначений), таблицы, диаграммы, графика, рисунка, схемы, звуковой (видео-) информации или их сочетания. 9. Учет контекста (если необходимо) в форме комментария. 10. Реализация выбранного варианта решения. 11. Соотнесение полученного результата с поставленной целью. 12. Рефлексия успешности решения педагогической ситуации. 13. Коррекция полученного решения в зависимости от педагогической ситуации

Алгоритм решения педагогической задачи

8. Предоставление решения в виде текста, системы знаков (условных обозначений), таблицы, диаграммы, графика, рисунка, схемы, звуковой (видео-) информации или их сочетания.

9. Учет контекста (если необходимо) в форме комментария.

10. Реализация выбранного варианта решения.

11. Соотнесение полученного результата с поставленной целью.

12. Рефлексия успешности решения педагогической ситуации.

13. Коррекция полученного решения в зависимости от педагогической ситуации

Главное, о чем надо помнить   Конструктивное решение конфликтных ситуаций- необходимый элемент профессиональной подготовки учителя Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие Если ученик бросил вызов учителю, у него на то есть причина Каждая конфликтная ситуация- острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка, коллектива или подготовке учителя Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах, нежели после серьезных проявлений. Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго

Главное, о чем надо помнить

  • Конструктивное решение конфликтных ситуаций- необходимый элемент профессиональной подготовки учителя
  • Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие
  • Если ученик бросил вызов учителю, у него на то есть причина
  • Каждая конфликтная ситуация- острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка, коллектива или подготовке учителя
  • Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах, нежели после серьезных проявлений.
  • Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго
 Квалификационное испытание в форме решения педагогических ситуаций    При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации:  - умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;  - умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;  - умение учитывать особенности обучающихся;  - умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;  - умение предвидеть результаты воздействия

Квалификационное испытание в форме решения педагогических ситуаций

При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации:

- умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;

- умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;

- умение учитывать особенности обучающихся;

- умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;

- умение предвидеть результаты воздействия

Примеры педагогических ситуаций: Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя? Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?

Примеры педагогических ситуаций:

  • Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет».
  • — Какой должна быть на это реплика учителя?
  • Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях».
  • — Каким должен быть ответ учителя?
Задание. Напишите синквейн Правила написания синквейна:  1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы)

Задание. Напишите синквейн

  • Правила написания синквейна:
  • 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
  • 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
  • 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
  • 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
  • 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы)
А вы готовы к компромиссу в конфликте?

А вы готовы к компромиссу в конфликте?

Большое всем спасибо!   Окажите помощь в сборе примеров педагогических ситуаций и ваших решений! Электронный адрес kafped_zabspu@mail.ru

Большое всем спасибо!

  • Окажите помощь в сборе примеров педагогических ситуаций и ваших решений!