Особенности преподавания английского языка в начальной школе по новым стандартам
Подготовила учитель
английского языка СОШ №1
Крыжова Е.В.
С 2015 у.г. в наших учебных заведениях реализуется временный государственный образовательный стандарт. Каковы же его требования к учебной дисциплине «Иностранный язык» в начальной школе в частности?
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Предмет ИЯ носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.
В результате обучения ИЯ формируются результаты образования по предмету на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
В структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.
В понятие личностные результаты входит: самоопределение; смыслообразование; морально-эстетическая ориентация. К метапредметным результатам относят регулятивные, коммуникативные, познавательные. К предметным результатам - основы системы научных знаний, опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания; предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Предметными результатами изучения ИЯ являются: приобретение начальных навыков в устной и письменной форме; освоение начальных лингвистических представлений; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.
К личностным результатам изучения ИЯ относят: общее представление о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;-знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка.
Под метапредметными результатами понимают: развитие умения взаимодействовать с окружающими; развитие коммуникативных способностей школьника; расширение общего лингвистического кругозора развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.
Новый образовательный стандарт выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Личностные УУД выражаются в нравственно-этических ориентировках школьников, оценке ситуации с позиции различных людей и персонажей учебника.
Познавательные УУД включают выделение и формулирование познавательной цели, ценно не просто освоение системы опорных знаний, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Коммуникативные УУД формируются в ходе игровых упражнений, в которых важно учитывать мнение и позицию партнеров по общению.
Регулятивные УУД ориентированы на овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение под руководством учителя.
При отборе методов и приемов обучения следует опираться на следующие критерии, в соответствии с которыми используемые приемы должны:
- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения;
- активизировать школьника, делая его главным действующим лицом в учебном процессе; создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;
- учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ;
- предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество.
Приемы достижения личностных и метапредметных результатов: уровневая дифференциация заданий, создание учебных ситуаций, проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии
Остановимся на каждом из них более подробно.
Информационно-коммуникационные технологии. ИКТ на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой и интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом.
Презентации к урокам, интерактивные тренажеры, интерактивные плакаты по английскому языку для начальной школы, аудиоприложения к уроку
Младшим школьникам очень нравятся обучающие мультфильмы, огромное количество которых можно найти на просторах интернета.
Проектная деятельность
Проектный метод – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени.
В конце каждой темы учащиеся могут выполнять проектную работу на заданную тему. Тематика проектных работ в начальной школе: «Английский алфавит», «Мой друг», «Новогодняя игрушка» и другие. В ходе выполнения проектной работы учащиеся могут проявить свои творческие способности и продемонстрировать знания, полученные в течение нескольких уроков..
Следующий прием – создание учебных ситуаций
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Рассмотрим учебную ситуацию на примере темы «Shopping» в 4 классе.
В аудировании: Послушай рассказ продавца о наличии товаров, имеющихся в магазине, и отметь нужные картинки, о которых шла речь.
В диалогической речи: Составить диалог с продавцом отдела готового платья. Необходимо выбрать платье нужного размера, подходящего цвета, узнать стоимость изделия, совершить покупку, оплатив в кассе.
В чтении: Прочитать текст и нарисовать предметы, которые купили маленькому слоненку в магазине.
Лексика: Назвать слова, обозначающие продукты "Shopping for food"
Письмо: Составь список покупок "Shopping list" для празднования дня рождения.
Прием уровневой дифференциации
Основа-дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенного уровня
Основные принципы:
- открытость системы требований;
- предъявление образцов деятельности;
- посильность базового уровня, обязательность его усвоения всеми учащимися;
- добровольность в освоении повышенных уровней;
- работа с группами «подвижного» состава;
- накопительная система оценивания.
Примерные задания. Диалогическая речь:
Задание базового уровня В ваш класс пришёл новый ученик. Познакомься с ним/ней. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям.
Задание повышенного уровня В ваш класс пришёл новый ученик. Познакомься с ним/ней. Узнай его/её имя, сколько ему/ей лет и когда у него/неё день рождения, что он/она любит делать, какие учебные предметы любит и почему. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям.
Монологическая речь: Задание базового уровня: расскажи о любимом сказочном герое (внешность, где живёт, что умеет делать).
Задание повышенного уровня: Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, характер, что любит делать), не называя его. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут героя сказки.
Письмо: Задание базового уровня Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения
Задание повышенного уровня Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса (Have you got any pets? What do you like to do? What is your favourite subject?).
Таким образом, стандарты нового поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять их придётся всем нам. Чтобы работа прошла более плодотворно, необходимо, на мой взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определенную последовательность действий в рамках ВСЕЙ ШКОЛЫ.