СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания английского языка в начальной школе в условиях перехода на новый стандарт образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи обучения английскому языку в условиях новых стандартов

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания английского языка в начальной школе в условиях перехода на новый стандарт образования»

           «Особенности преподавания английского языка в начальной школе в условиях перехода на новый стандарт образования»              Выполнила Учитель МБОУ ШИ «Кадетский корпус» Дахина Н.Е.

«Особенности преподавания английского языка в начальной школе в условиях перехода на новый стандарт образования»      

Выполнила

Учитель МБОУ ШИ «Кадетский корпус»

Дахина Н.Е.

Ошибки прошлого ФГОСа   Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс: примерные образовательные программы; основные образовательные программы; учебная и учебно-методическая литература; КИМы и задания национальных исследований в области качества. Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт.  В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций:  учитель — автор и исполнитель образовательной программы; учитель — проектировщик учебного процесса и методист; учитель — специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям; учитель — эксперт по личностному развитию. Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно. 

Ошибки прошлого ФГОСа

  • Вот четыре ключевых компонента ФГОС, на которых должен строиться учебный процесс:
  • примерные образовательные программы;
  • основные образовательные программы;
  • учебная и учебно-методическая литература;
  • КИМы и задания национальных исследований в области качества.
  • Оказалось, что эти компоненты живут отдельной жизнью, часто не только не совпадая, но и вступая друг с другом в конфликт. 
  • В итоге ФГОС для многих преподавателей стали своего рода профессиональным вызовом, возложив на них множество функций: 
  • учитель — автор и исполнитель образовательной программы;
  • учитель — проектировщик учебного процесса и методист;
  • учитель — специалист по межпредметным связям и метапредметным компетенциям;
  • учитель — эксперт по личностному развитию.
  • Однако далеко не у всех педагогов достаточно сил, времени и компетенций, чтобы воплощать все задачи одновременно. 
Что изменится   Разработчики новых федеральных стандартов, которые должны окончательно вступить в силу осенью, постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса. Обновленные ФГОСы: соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»; устанавливают вариативность сроков программ; детально описывают условия их реализации; систематизируют и уточняют требования к результатам; оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам. ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам, а также описали условия, при которых стоит вводить второй иностранный в расписание. Главное, что теперь изучать второй иностранный язык можно по заявлению учеников или их родителей при наличии в школе необходимых условий. 

Что изменится

  • Разработчики новых федеральных стандартов, которые должны окончательно вступить в силу осенью, постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.
  • Обновленные ФГОСы:
  • соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • устанавливают вариативность сроков программ;
  • детально описывают условия их реализации;
  • систематизируют и уточняют требования к результатам;
  • оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.
  • ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам, а также описали условия, при которых стоит вводить второй иностранный в расписание. Главное, что теперь изучать второй иностранный язык можно по заявлению учеников или их родителей при наличии в школе необходимых условий. 
Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку, таковы:  развитые навыки во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований); количественные нормативы: употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише); взаимосвязанность предметных с метапредметными и личностными результатами (опыт практической деятельности в повседневной жизни, умение участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности и далее по списку).

Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку, таковы: 

  • развитые навыки во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований);
  • количественные нормативы: употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
  • взаимосвязанность предметных с метапредметными и личностными результатами (опыт практической деятельности в повседневной жизни, умение участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности и далее по списку).
Какой УМК по английскому выбрать   В ближайшем будущем на рынке будут появляться новые учебно-методические комплексы по английскому языку, которые соответствуют обновленным ФГОС. Однако уже сейчас существуют УМК, которые развивают у школьников ключевые компетенции и предметные знания. Одним из них является «Team Up!» («Вместе!») для 2-11 классов, который можно использовать с учениками разного уровня подготовки.  В его основе — коммуникативно-когнитивный метод обучения. Кроме того, он развивает все те компетенции, которые указаны в новом ФГОСе: критическое мышление;  умение сотрудничать; цифровую грамотность;  рефлексию;  автономию в обучении; умение проявлять личную инициативу. У «Team Up!» есть несколько особенностей, которые делают его увлекательным для учеников и удобным для педагога.

Какой УМК по английскому выбрать

  • В ближайшем будущем на рынке будут появляться новые учебно-методические комплексы по английскому языку, которые соответствуют обновленным ФГОС. Однако уже сейчас существуют УМК, которые развивают у школьников ключевые компетенции и предметные знания. Одним из них является «Team Up!» («Вместе!») для 2-11 классов, который можно использовать с учениками разного уровня подготовки. 
  • В его основе — коммуникативно-когнитивный метод обучения. Кроме того, он развивает все те компетенции, которые указаны в новом ФГОСе:
  • критическое мышление; 
  • умение сотрудничать;
  • цифровую грамотность; 
  • рефлексию; 
  • автономию в обучении;
  • умение проявлять личную инициативу.
  • У «Team Up!» есть несколько особенностей, которые делают его увлекательным для учеников и удобным для педагога.
Темы, интересные школьникам.  Разработчики предложили такие темы, которые пробудят в детях желание обсуждать тексты, диалоги, видеоролики, а вместе с этим осваивать лексико-грамматический материал.  Ориентация на Россию. Школьник изучает английский, чтобы уметь рассказать о собственной стране, городе или любимом месте. Для этого авторы УМК разработали целые разделы, посвященные России, ее истории, обычаям, природе, интересным местам. С разработкой им помогали учителя из разных регионов: они делились местными легендами, традициями и рассказами об уникальных достопримечательностях.

Темы, интересные школьникам. 

  • Разработчики предложили такие темы, которые пробудят в детях желание обсуждать тексты, диалоги, видеоролики, а вместе с этим осваивать лексико-грамматический материал. 

Ориентация на Россию.

  • Школьник изучает английский, чтобы уметь рассказать о собственной стране, городе или любимом месте. Для этого авторы УМК разработали целые разделы, посвященные России, ее истории, обычаям, природе, интересным местам. С разработкой им помогали учителя из разных регионов: они делились местными легендами, традициями и рассказами об уникальных достопримечательностях.
Метапредметность.   В специальных разделах школьники получают задания проектно-исследовательского толка, которые им предстоит выполнять. Параллельно изучают и вспоминают материалы по литературе, истории, обществознанию, естественным наукам и другим предметным областям. Темы для подобных работ выбираются не случайно — они рассчитаны именно на российских учеников. 

Метапредметность.

  • В специальных разделах школьники получают задания проектно-исследовательского толка, которые им предстоит выполнять. Параллельно изучают и вспоминают материалы по литературе, истории, обществознанию, естественным наукам и другим предметным областям. Темы для подобных работ выбираются не случайно — они рассчитаны именно на российских учеников. 
Качественный аудио- и видеоконтент.  В УМК озвучены даже задания к упражнениям. Это позволяет использовать курс как самоучитель и выручает в нестандартных ситуациях. Например, в маленьких и отдаленных школах, когда учителя по английскому нет, а другой педагог знает язык не настолько хорошо, чтобы озвучивать материал на должном уровне. Видеоролики курса разнообразны и предназначены для активации лексико-грамматических навыков, обсуждения проблемных тем и тренировки навыков говорения. 

Качественный аудио- и видеоконтент. 

  • В УМК озвучены даже задания к упражнениям. Это позволяет использовать курс как самоучитель и выручает в нестандартных ситуациях. Например, в маленьких и отдаленных школах, когда учителя по английскому нет, а другой педагог знает язык не настолько хорошо, чтобы озвучивать материал на должном уровне. Видеоролики курса разнообразны и предназначены для активации лексико-грамматических навыков, обсуждения проблемных тем и тренировки навыков говорения. 

Итоги ФГОС 3 поколения

  • В новых стандартах 3 поколения учтены недочеты, которые были в прежнем документе и конкретизированы некоторые формулировки. Конкретизация в обновленных ФГОС по иностранным языкам определена в разных требованиях к обучению первому и второму иностранным языкам. Стандарт уточняет, при каких условиях вводится обучение второго иностранного языка в школе. Необходимые условия: наличие у образовательного учреждения кадровых и материально-технических условий для включения второго иностранного в учебный план, а также письменное заявление от законных представителей обучающихся о намерении изучать учебный предмет.
  • Во ФГОСе изменились требования к планируемым результатам, которые учащиеся должны достичь при изучении первого иностранного языка. Требования касаются развитых навыков во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований), а также количественных нормативов (употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц).
  • ФГОС 3 поколения должны окончательно вступить в силу осенью 2022 -2023 учебного года. Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты будут соответствовать положениям закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливать вариативность сроков программ и детально описывать условия их реализации, систематизировать и уточнять требования к планируемым результатам, оптимизировать требования к основной образовательной и рабочей программам.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
  • С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В основе обновленных стандартов: формирование функциональной грамотности у обучающихся; артикулирован деятельностный подход в формулировках образовательных результатов; усилен акцент на личностной позиции ученика, в перечень регулятивных универсальных учебных действий вписан «эмоциональный интеллект».
  • В основе обновленных стандартов:
  • формирование функциональной грамотности у обучающихся;
  • артикулирован деятельностный подход в формулировках образовательных результатов;
  • усилен акцент на личностной позиции ученика, в перечень регулятивных универсальных учебных действий вписан «эмоциональный интеллект».
Одно из основных отличий – это обязательная вариативность. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может  предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может  разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов  . Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ – школа может  разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы  в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
  • Одно из основных отличий – это обязательная вариативность.
  • Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
  • Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может  предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
  • Второй – школа может  разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов  . Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
  • Третий способ – школа может  разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы  в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Новые ФГОС 2021 года  определяют четкие требования  к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Кроме того, сделано уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе  самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения  , независимо от содержания примерных ООП.
  • Новые ФГОС 2021 года  определяют четкие требования  к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
  • Кроме того, сделано уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе  самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения  , независимо от содержания примерных ООП.
ФГОС третьего поколения определяет  функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.  Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  
  • ФГОС третьего поколения определяет  функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.  Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  
Цели и задачи обучения иностранному языку по новым ФГОС условно разделены на   образовательные, развивающие и воспитывающие  , что перекликается с образовательными стандартами ФГОС первого поколения (образовательная, развивающая, воспитательная), а также триединстве целей урока советского периода (практическая, развивающая, воспитательная). ФГОС второго поколения делал акцент на личностно ориентированном образовательном процессе обучения и предполагал 4 цели изучения иностранного языка в школе: учебную, образовательную, воспитательную и развивающую.
  • Цели и задачи обучения иностранному языку по новым ФГОС условно разделены на   образовательные, развивающие и воспитывающие  , что перекликается с образовательными стандартами ФГОС первого поколения (образовательная, развивающая, воспитательная), а также триединстве целей урока советского периода (практическая, развивающая, воспитательная).
  • ФГОС второго поколения делал акцент на личностно ориентированном образовательном процессе обучения и предполагал 4 цели изучения иностранного языка в школе: учебную, образовательную, воспитательную и развивающую.
Особо оговаривалась   интегративная цель   обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции школьника. Эти же коммуникативные умения в ФГОС третьего поколения   конкретизированы в содержании учебного предмета по годам обучения  . ФГОС второго поколения давал лишь общее описание планируемых результатов освоения предмета по итогам обучения (  Выпускник научится… Выпускник получит возможность научиться…  ). Теперь мы сможем увидеть такие слова как «владеть», «распознавать», «употреблять», «использовать», «обладать», «знать и понимать».
  • Особо оговаривалась   интегративная цель   обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции школьника. Эти же коммуникативные умения в ФГОС третьего поколения   конкретизированы в содержании учебного предмета по годам обучения  .
  • ФГОС второго поколения давал лишь общее описание планируемых результатов освоения предмета по итогам обучения (  Выпускник научится… Выпускник получит возможность научиться…  ).
  • Теперь мы сможем увидеть такие слова как «владеть», «распознавать», «употреблять», «использовать», «обладать», «знать и понимать».
Новшества в начальной школе   Современный урок ИЯ по ФГОС III поколения – это учебная ситуация, задача, которая ставится перед детьми, и которую они должны решить. Участие учителя в решении ситуации должно быть минимальным, он только направляет детей, помогает им, но не делает всё сам! Грамотно организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь логическое начало и окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учеников, чётко сформулировать цели и задачи урока. Также необходимо организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащегося.

Новшества в начальной школе

  • Современный урок ИЯ по ФГОС III поколения – это учебная ситуация, задача, которая ставится перед детьми, и которую они должны решить.
  • Участие учителя в решении ситуации должно быть минимальным, он только направляет детей, помогает им, но не делает всё сам!
  • Грамотно организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь логическое начало и окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учеников, чётко сформулировать цели и задачи урока. Также необходимо организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащегося.
Вывод учащиеся должны сделать сами. Максимум участия учеников и только направляющая деятельность учителя.
  • Вывод учащиеся должны сделать сами. Максимум участия учеников и только направляющая деятельность учителя.
Система вопросов для побуждающего диалога Побуждение к осознанию противоречия  Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что Вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? И т.д...

Система вопросов для побуждающего диалога

Побуждение к осознанию противоречия

  • Вы смогли выполнить задание?
  • В чём затруднение?
  • Вопрос был один?
  • А мнений сколько?
  • Что Вас удивило?
  • Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? И т.д...
Побуждение для формулировки проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? И т.д. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Дети ощущают, что ведут урок сами, нет ничего познавательней, увлекательней и полезней, чем межкультурная коммуникация. Чем больше мы знаем, тем более интересным собеседником мы являемся.

Побуждение для формулировки проблемы в виде темы урока

  • Какой возникает вопрос?
  • Какова будет тема нашего урока?

И т.д.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Дети ощущают, что ведут урок сами, нет ничего познавательней, увлекательней и полезней, чем межкультурная коммуникация. Чем больше мы знаем, тем более интересным собеседником мы являемся.