Особенности преподавания фольклора на уроках литературы.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Эти знаменитые слова великого Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к всем видам фольклора. Принято считать, что устное народное творчество берёт своё начало в глубине веков, на заре туманной юности человечества. Но народное творчество продолжает жить и развиваться, откликаясь на злободневные проблемы человеческого общества.
Сначала проследим эволюцию уже известных жанров устного народного творчества.
Всем с раннего детства известен жанр «загадки». При изучении на уроках литературы в 5 классе им даётся определение как жанр устного народного творчества метафорического характера, предлагающий отгадать загаданное слово. Загадки делятся по принципу их построения: описание внешности предмета (Висит груша, а нельзя скушать. Лампочка) и описание функций предмета(Бежит, бежит - не выбежит. Течёт, течёт – не вытечет. Речка). В загадках, дошедших до нас из глубины веков, загадываются слова, использовавшиеся в повседневной жизни наших предков. Но жизнь идёт, развиваются и загадки. Помимо авторских загадок, придуманных известными писателями, появляются и загадки народные. Расширяется сфера их использования. Появляются загадки про сказочных героев, космос, правила дорожного движения, современные праздники, профессии. Развивается и строение. Появляются загадки с подвохом, отгадка которых идёт не в рифму. Такая загадка заставляет человека задуматься.
Белым снегом всё одето -
Значит, наступает ... ( Зима ).
На уроках литературы следует обращать внимание учащихся на то, что загадка – живой жанр, развивающийся во времени, знакомить детей с современными загадками, а в качестве домашнего задания просить придумать загадки, соблюдая законы ее построения и красиво оформив ее на бумаге или в цифровом формате.
Очень важным фольклорным жанром нашей жизни является «пословица». На уроках литературы даётся определение как малый жанр устного народного творчества, в котором содержится жизненная мудрость народа. Всем нам известна пословица «Тише едешь – дальше будешь.» , но вместе со временем в 21 веке знаменитая пословица стала звучать как «Тише едешь – чаще заправляться будешь.» Она трансформировалась на основании наблюдений автомобилистов. Пословицы отвечают на веяния времени, на актуальные проблемы современности. «Вирус – не воробей, вылетит – не поймаешь. Незваный гость – хуже инфицированного.». В качестве домашнего задания можно предложить детям написать сочинение-сопоставление, где нужно соотнести древнюю пословицу и современную.
С раннего детства всем нам известна и «считалочка»! Это жанр детского фольклора, произносимый нараспев стишок, при помощи которого распределяются роли участников игры. Если обратиться к считалочкам 20 века, то увидим следующие:
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Художник, портной.
Кем ты будешь такой?
Выходи поскорей,
Не задерживай добрых, хороших людей!
В то время ещё были живы отголоски октябрьской революции 1917 года, которые приветствовали равенство всех социальных слоёв населения. Но к концу 20 века и по сей день стали появляться новые варианты известных считалочек.
На золотом крыльце сидели
Микки Маус, Том и Джерри,
Дядя Скрудж и три утенка,
выходи, ты будешь Понка.
Современные считалочки созвучны веяниям времени. В данном примере мы видим героев мультфильмов У. Диснея, очень любимых детьми 21 века. При изучении данного жанра следует поговорить с учащимися об эволюции жанра и предложить детям самим придумать считалочку, героями которой могут стать любимые герои книг, фильмов, компьютерных игр.
Нельзя не отметить и развивающийся поныне жанр «легенды».
Одно из определений легенды гласит, что это недостоверное повествование о фактах реальной действительности. Всем известно множество легенд о людях, событиях в далёком прошлом. Например, «Легенда об Евпатии Коловрате», «Легенда о Ермаке». Легенды об этих исторических личностях изучаются на школьных уроках литературы. Но, если поговорить с детьми, то выяснится, что и в наше время существует множество легенд, связанных с их родными населёнными пунктами. Очень привлекают детей развалины старой городской больницы… Сколько легенд связано с этой больницей! А в посёлке с вековой историей, из которого постепенно уезжают люди в связи с нехваткой рабочих мест, осталось множество брошенных домов… Сколько историй можно услышать о духах прежних хозяев, обитавших там и оставшихся там поныне! И каждая история непохожа на другую А основная мысль всех этих легенд состоит в том, что нельзя предавать своё прошлое, нельзя забывать своих предков. . Так же легенды появляются в связи с злободневными проблемами общества. Например, в глухой посёлок часто выходят лесные звери. И вот появляются легенды, связанные с страхом человеческим перед дикими зверями! В этих легендах животные, конечно же, гиберболизированы! Волк через закрытое окно запрыгивает в комнату, где вечером сидит вся семья. А медведь весной выдавливает окно стоящего у леса дома и съедает спящего хозяина. Множество легенд можно услышать от лесозаготовителей, работающих в глухих лесах. Их героями становятся люди огромного роста, покрытые чёрной шерстью, живущие на берегах таёжных болот. Также лесорубы рассказывают об избушках на курьих ножках среди глухого леса, о неожиданном появлении на лесной дороге старушки в лохмотьях, которая помогает заблудившимся найти дорогу домой, и неожиданно исчезающей. Попросите учащихся дома поговорить с родителями, бабушками, дедушками, узнать у них о прошлом своей малой родины, своей семьи и записать легенды, которые и дальше будут бережно храниться в семье и передаваться из поколения в поколение.
Вот так же бережно и с любовью передаются из поколения в поколение «народные песни». Но появляются и новые. Автор неизвестен, существует несколько вариантов. Эту песню можно смело отнести к народной. Мало кому известно, что у этой песни есть автор. Он, наверно, рад, что его песня полюбилась народу, что ее поют. А народное признание – главная награда автору! В основном, это касается застольных песен. Например, песня «Белым снегом» слова Г. Варшавского, музыка Е. Родыгина.
Белым снегом, белым снегом
Ночь метельная ту стежку замела,
По которой, по которой
Я с тобой, родимый, рядышком прошла.
Вспомни, милый, наши встречи
И слова любви, что ты мне говорил.
Почему ты те минуты,
Те часы свиданий наших позабыл?
Я страдала, ожидала,
Я ждала тебя, звала тебя в тоске.
Только стежка пропадала,
След знакомый затерялся вдалеке.
Белым снегом, белым снегом
Ночь метельная ту стежку замела,
По которой, по которой
Я с тобой, родимый, рядышком прошла.
А затем появился другой вариант.
Белым снегом, белым снегом
Ночь метельная ту стежку замела,
По которой, по которой
Я с тобой, любимый, рядышком прошла.
Вспомни, милый, наши встречи
И слова любви, что ты мне говорил.
Почему ты те минуты,
Те часы свиданий наших позабыл?
Я страдала, ожидала,
Я ждала тебя, звала тебя в тоске.
Только стежка пропадала,
След знакомый затерялся вдалеке.
Белым снегом, белым снегом
Ночь метельная ту стежку замела,
По которой, по которой
Я с тобой, любимый, рядышком прошла.
Дома дети могут поговорить с родителями, узнать, какие песни исполняются за их семейными застольями и записать их.
И вот мы тихонько подошли к новым жанрам русского фольклора, которых не было в древности. В-первых, это «переделанные песни». Эти песни создаются на музыку известных авторских песен, меняя слова по заданной теме, сохраняя рифму и ритм стиха. Например, переделанная песня к празднику «Последний звонок» на мелодию песни мушкетеров.
Пора-пора-порадуемся,
Школа позади.
Прощай, малышка-парта,
Ждут ВУЗы впереди!
Пока-пока-покачивая
Важно головою,
Прижмем прощально
Руку мы к груди.
Пора-пора-порадуемся
Все мы, наконец.
Тот в будущем — профессор,
Поэт, моряк, кузнец!
Пока-пока-покачивая
Важно головою,
Мы скажем:
Поступил — и молодец!
А если с поступлением
Нам сильно повезет,
Пойдем в учителя тогда
Без лишних мы хлопот.
И хотя авторы переделанных песен часто остаются неизвестными, эти поэтические шедевры набирают популярность, создаются к различным праздникам, юбилеям, памятным датам.
Во-вторых, «народные стихи». Авторы этих произведений часто тоже остаются неизвестными. Создаются эти стихи на современные волнующие людей темы, появляются в интернете, чтобы привлечь внимание общественности к какой-то злободневной проблеме: коммунальные структуры, пенсионная система, пандемия коронавируса, проблемы здравоохранения и образования.
Например, народное стихотворение, посвящённое проблеме экологии.
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Стихотворение о прививке от ковида.
Не покорился тот мирской судьбе,
Кто сделал вакцинацию себе.
Но тот лишь, кто напишет пост в Фейсбуке,
Повергнет вирус в яростной борьбе.
О новых жанрах русского фольклора можно рассказать обзорно, можно поговорить о поэтике этих произведений. Можно дать детям домашнее задание сочинить стихотворение на заданную тему или самим переделать песню.
Таким образом, мы убедились в том, народное творчество живёт и развивается, заключая в себе мысли и чаяния народа. Очень важно донести это до умов наших учеников, чтобы они воспринимали эту часть литературы не как нечто статическое, а живущее рядом с ними, отражая настроение их современников. Именно это, на мой взгляд, позволит повысить интерес учащихся к изучению литературы.
Выражаю глубокую благодарность своим ученикам, коллегам, друзьям за подборку материала для этой статьи.