СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики"»

Учитель физики МБОУ «Школа № 29», г. Дзержинск

Яшкова Галина Федоровна






Выступление:

1).на Педагогическом совете, протокол №3 от 09.01.19г;

2).на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла ,

08.02.2019г, (протокол №6)









«Особенности применения технологии проблемного

обучения на уроках физики»

























Введение

На современном этапе развития общества изменяются потребности социальной системы: возрастает необходимость в специалистах, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умели бы оперировать полученными знаниями, и, соответственно, были бы способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности, получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. Целью образования является развитие личности обучающегося на основе изучения универсальных способов познания. Развитие личности обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельного предмета, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

В соответствии с ФГОС базовое физическое образование в основной школе должно ориентировать ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся.

Педагогическая проблема.

В своей работе я столкнулась с тем, что учащиеся испытывают затруднения при выполнении задач, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, то есть, работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик применяет ранее полученные знания в новой ситуации. Существует противоречие между запросами детей и недостаточностью материалов УМК.

Отсутствует дидактический материал для развития творческих способностей учащихся и активации познавательной деятельности учеников. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации.


Актуальность проблемы.

1). Довольно остро эта проблема встает в первые же недели изучения физики в 7 классе. Особую трудность представляют качественные задачи. Например:

1. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

2. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстояться быстрее?

3. Почему на доске пишут мелом, а не куском белого мрамора?

На первых уроках дать правильный ответ могут от силы 4-5 человек. К концу года это количество становится намного больше. Именно использование технологического арсенала позволяет эффективно решать данную проблему.

2). В свете сдачи ЕГЭ и ОГЭ эта проблема становится еще актуальней, так как некоторые задания ОГЭ и задание ЕГЭ представляют собой качественный вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Причем, полный ответ должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.


Использование технологии проблемного обучения на уроках

физики.

Проблемные уроки очень эффективны, интересны и детям нравятся.

Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию. В своей деятельности я стараюсь разрабатывать содержание, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, и развить уже имеющиеся способности, а также выявить одарённых детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность. Проблемно-исследовательское обучение - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. В своей деятельности я опираюсь на такие психолого-физиологические особенности школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на искателя истины. Поэтому, в обучении и воспитании я использую исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А чтобы развить у детей навыки исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям: наблюдать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. При этом учащиеся включаются в различные виды деятельности:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм презентации результатов деятельности, изготовление презентации, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.

Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск с использованием Интернет ресурсов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного.

Технология проблемного обучения на уроке предусматривает:
1. проведение учебного эксперимента;
2. применение исследовательского метода обучения;
3.использование некоторых нетрадиционных форм занятий;
4.применение домашних работ исследовательского характера.

Формы и методы проведения урока могут быть различными, но цель одна - создание условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности. В различных возрастных категориях эта задача решается по-разному. На уроках физики в 7-8 классах преобладают решение качественных задач (индивидуально и в группах), выполнение лабораторных работ. Учащиеся старших классов занимаются в основном исследовательской работой, с последующим выступлением на конференциях, физических праздниках. В результате использование технологии проблемного обучения формируются следующие универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Как научить ребенка решать качественные задачи.

1). Кроме решения задач на уроке и выполнения домашнего задания с обязательным обсуждением в классе, учащиеся разбиваются на 3 группы. В состав группы входят ученики разного уровня, что позволяет работать группе более эффективно и слабым ученикам учиться у более сильных. Каждая группа к завершению изучения данной темы должна подобрать задачи, обсудить их, найти правильные ответы. На итоговом занятии проводим физический бой. Работая с учениками в группах, учитель переходит от роли информатора к роли учителя-координатора, организатора познавательной деятельности. Работа в группах дает возможность учащимся почувствовать себя частью коллектива, развивает поисковые, исследовательские, проблемно-дискусионные навыки, повышает мотивацию. К тому же работа в группах решает и воспитательные задачи: ребята учатся дискуссировать, доказывать свою точку зрения, уважать чужое мнение, работать сообща для достижения цели.

Творческий подход к выполнению лабораторных работ.

При выполнении лабораторных работ стараюсь тоже уходить от традиционных уроков, вносить элемент новизны, согласно новым образовательным стандартам. Начиная с седьмого класса выполнение лабораторных работ стараюсь организовать так, чтобы вовлечь учеников в поисковую и исследовательскую деятельность. Перед выполнением лабораторной работы ставлю проблему, которую ученики должны решить в ходе выполнения эксперимента.

Результаты

Разница в учебной деятельности дает и разницу в результатах. Использование проблемных технологий способствует: повышению мотивации учащихся; созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков, позволяет достигать высоких результатов обученности и успешности.

Выводы

Таким образом, преимущества проблемного обучения и формирование УУД предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, это во-первых, и, во-вторых, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия». Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ученик попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Главная заслуга технологии проблемного обучения - реальная возможность каждого ребенка побыть в роли первооткрывателя, первопроходца, ученого, исследователя. И, таким образом, учебная мотивация будет поддерживаться на необходимом уровне, ведь все ребята - любопытные почемучки. Нужно только найти способ, как разбудить этот интерес и помочь утолить жажду познаний, не забывая при этом главное правило: «Не навреди!» Постоянная постановка перед учениками проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!