Особенности работы на уроках английского языка с детьми с ОВЗ
Понятие ОВЗ употребляется по отношению к детям для которых характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным или крайне сложным овладение программой обычной массовой школы. Численность таких детей в классах увеличивается с каждым годом.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ является результатом недостаточности внимания, гиперактивности, снижения памяти, замедленного темпа мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения, т. е. обучаемость у них значительно снижена. Как же обучать этих детей в частности иностранному языку? Я как учитель английского языка, не имеющий специальной подготовки по работе с такими детьми, ознакомилась с большим количеством информации по этому поводу, с опытом работы других учителей, и исходя из своего хоть и не большого опыта пришла к выводу, что обучать детей с ОВЗ возможно при постановке цели не практического владения языком, а общего развития детей.
На первое место мною была поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком является не целью, а средством решения этой задачи.
Лично я в основу обучения детей с ОВЗ ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо использую как средство обучения. Исходя из собственного опыта могу сказать, что дети с ОВЗ испытывают определенные трудности при усвоении лексического материала, синтаксических конструкций и их использовании в устной речи; у них затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенная речь ими не воспринимается и не осваивается, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка.
Но они могут говорить на чужом языке на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Считаю, что такую работу возможно проводить хотя бы с целью ознакомления.
В своей работе при планировании урока целесообразным считаю следующее:
уменьшать объем изучаемой лексики (отбираю только наиболее широко используемые и значимые лексические единицы);
выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования;
снизить требования к изучению иностранного языка:
оценивать обучающихся не столько по достигнутым учебным результатам, а больше по личностным УУД, познавательным УУД т.е. старание и усилия учащихся, личностные продвижения и успех и т.д..
За счет освободившегося времени более детально отрабатываю лексический материал, материал по чтению, доступной грамматике.
В своей работе использую УМК «Английский в фокусе». Считаю этот комплекс очень преемственным для обучения детей с ОВЗ, т. к. на начальном этапе обучения чтению используются тексты и предложения с учетом только раннее изученных букв, лексики и грамматического материала, а также с учетом интереса детей данного возраста, что облегчает как овладение обучающимся новой информацией, так и подготовку учителя к уроку. Изучение букв и новых лексических единиц вводится в основном со зрительной опорой. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.
Считаю необходимым дробно преподносить объём грамматического материала. При отработке грамматики стараюсь:
- использовать четкие указания;
- поэтапно разъяснять задания;
- учить последовательно выполнять задания;
- повторять инструкции к выполнению задания;
- демонстрировать уже выполненное задание.
Аудирование проводится с опорой на хорошо отработанную лексику и на зрительные опоры. Задания составляются в основном на выбор из нескольких предложенных ответов.
Письменные работы в основном выполняются на карточках, где даются задания на подстановку букв, слов в предложение, на соотнесение слов, фраз, предложений с картинками, на соотнесение английских фраз, предложений с русскими и т. д..
На своих уроках применяю презентации, наглядности, видеофильмы. Игры, физкультминутки также обязательно присутствуют на этих занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.
Также очень важное значение при обучении детей с ОВЗ является создание ситуации успеха. Важно чаще одобрять, хвалить даже за небольшие достижения.