СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы над полифонией

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование полифонического мышления на примере "Инвенции" В. Парфенова.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы над полифонией»





МКОУ ДО «Медвенская ДШИ»












План - конспект открытого урока


Тема : « Особенности работы над полифонией»

















Подготовила преподаватель по классу фортепиано Литвинова В. А.











пгт Медвенка 2018 г


План-конспект открытого урока преподавателя по классу фортепиано Литвиновой В. А. с обучающейся 4 класса Полуховой Полиной.


17.11.2018


Тема урока:

Особенности работы над полифонией.

Цель урока:

Знакомство с особенностями полифонического стиля.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формирование полифонического мышления на примере «Инвенции» В. Парфенова;

  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, нон легато), обучение выразительному исполнению;

  • Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;

  • Развивать техническую оснащённость.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;

  • Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным  произведением.

Методы:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Практический

Реализуемые технологии:

  • Развивающего обучения

  • Художественно-эстетическая

  • Здоровьесберегающая

Оборудование:

  • Фортепиано

  • Стул

  • Подставка

  • Сборники нот

  • Ноутбук

  • Портреты композиторов

Ожидаемые  результаты:

  • Учащаяся умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение,

у неё сформирован музыкальный образ;

Учащаяся свободно и правильно  владеет штрихами и динамическими оттенками


План урока:


  1. Начало урока:

-организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

-подготовка пианистического аппарата: разыгрывание - гамма Соль мажор, упражнения. Освоение аппликатуры в гамме, аккордах, арпеджио. Игра упражнений крепкими пальцами в подвижном темпе.


  1. Основной этап:

- обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

- работа над произведением: работа над равноправием голосов, развитие понимания учащейся терминов «тема - ответ». Детальная работа по голосам (ставится задача: играть тему в правой руке и слушать ответ в левой). По завершении этой части работы - исполнение произведения двумя руками. Задача: пытаться слушать тему - ответ при исполнении произведения уже двумя руками, выполняя динамические оттенки. Работа по частям. Целостное исполнение произведения. Работа над штрихами – акценты, глубокое легато и выразительное портаменто (добиваться разницы штрихов). Работа над украшениями.


  1. Заключение:

- рефлексия;

- оценивание;

- домашнее задание.


Ход урока:

Приветствие.

Преподаватель: сегодняшний урок посвящен работе над полифонией. На примере «Инвенции» В. Парфенова мы познакомимся и разберем особенности полифонического стиля, поучимся выполнять анализ музыкального произведения, продолжим освоение штрихов legato, staccato, non legato, поработаем над техническими приемами.


Разыгрывание - гамма Соль мажор. Полина играет гамму с аппликатурными ошибками и без движения. Преподаватель уточняет аппликатуру, проигрывает гамму на 4 октавы, показывая как нужно выполнить динамические оттенки и движение вперед, заранее подготавливая пальцы к подворотам. Полина старается выполнить рекомендации преподавателя, но игра с движением пока не получается, необходимо дома исправить аппликатурные ошибки. Затем следует работа над аккордами и арпеджио. Игра упражнений крепкими пальцами в подвижном темпе (для этого использовали позиционную игру с опорой на 1 палец).


Переходим к основной части урока.

Преподаватель спрашивает «Что такое полифония?», об особенностях полифонического стиля.

Полина: «полифония» с греческого переводится как «поли»-несколько, «фон»-голос, совместное звучание нескольких голосов. Это многоголосье.

Преподаватель: на прошлом уроке мы разбирали это произведение по голосам. Полина, покажи, как ты справилась с этим заданием.

Обучающаяся играет «Инвенцию» по голосам.

Преподаватель: какие средства музыкальной выразительности необходимы нам для яркого выражения полифонического образа в этом произведении?

Полина: мелодия - плавная, иcполняется штрихом legato, она проводится то в правой, то в левой руке. Лад – минор, динамические оттенки- р, mp, mf, f. Ритм – ровный. Темп – умеренный.

Преподаватель: Молодец, ты правильно перечислила средства музыкальной выразительности. Но самое главное в структуре мелодии – « тема» - «ответ». Давай поставим сейчас такую задачу: играть тему в правой руке, и слушать ответ в левой, и наоборот.

Далее следует детальная работа по голосам, определение «высоких точек» в мелодии, кульминационных моментов, глубины звучания темы, (играть всем весом руки, опуская пальцы «до дна», слушать перекличку голосов и голосоведения), динамическими оттенками.

По завершении этой части работы преподаватель попросила Полину сыграть «Инвенцию» двумя руками, слушая и показывая « тему» и «ответ». У Полины пока не очень получилось одновременно слушать голоса и выполнять все детали.

Преподаватель: это и будет твоим домашним заданием: выполнять равноправие голосов, слушая при этом перекличку «вопрос»- «ответ», работать над движением к верхним звукам, выполнять динамические оттенки, акценты, глубокое legato и выразительное portamento.

Преподаватель: Полина, что тебе сегодня на нашем уроке было интересно и познавательно?

Полина: Полифония - это не просто произведение, это - диалог, разговор двух рук.

Преподаватель: сегодня на уроке ты работала хорошо, новый материал освоила и осмыслила, продолжай дома работать над закреплением его. Полифония требует вдумчивого исполнения.

Оценка за урок 5.









2018 г


Пгт. Медвенка