СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с обучающимися с ОВЗ на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление было использовано на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с обучающимися с ОВЗ на уроках математики»

Особенности работы с обучающимися с ОВЗ на уроках математики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых требует создание специальных условий обучения и воспитания. В группу детей с ОВЗ входят дети с разными нарушениями: зрения, речи, интеллекта, с выраженными с задержкой  и нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход.

Основной задачей обучения математике в общеобразовательной шко­л едете ОВЗ, является обеспечение математическими знаниями и умениями, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

У учащихся с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы, так как ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно.

Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стараюсь формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Таким образом, коррекционная работа ведётся мною в следующих направлениях:
а) осуществляю индивидуальный подход к детям часто помогают консультанты – одноклассники);
б) предотвращаю наступление утомления (физкультминутки, смена видов деятельности);
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно активизировать деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории проявляю особый педагогический такт (не выделяю этих детей);

д) поощряю успехи детей, помогаю развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
е) обеспечиваю обогащение детей математическими знаниями (использую
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Положительную роль в развитии внимания и памяти играют упражнения, которые я провожу на уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся, повысить мотивацию. Приведу несколько примеров таких упражнений:

  1. Новую тему урока можно сформулировать по-разному. Дети ОВЗ быстрее включаются в работу, появляется интерес, например:

А) + ˪ Δ (Сумма углов треугольника»);

Б) ьнепетс с мыньларутан мелетазакоп ( Степень с натуральным показателем»); В) «+, -, · многочленов» или с помощью загадок).


  1. В тексте сосчитать количество букв «к», или «б», или «о» (например из определения «Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны» вычеркнуть букву «л»)


  1. ВО ВРЕМЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. Запоминаем в течение нескольких секунд расположения объектов вокруг себя. Затем закрываем глаза, кладём голову на парту. Прикрывая её руками и негромко отвечаем на вопросы, задаваемые учителем. Вопросы самого разного характера, например, сколько парт в кабинете, сколько стульев, какого цвета обои, сколько светильников в кабинете, что было записано на доске и т.д. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти. Дети с удовольствием отдыхают. Часто во время физкультминутки использую таблицу, где вразброс расположены числа от 1 до 20, например (можно взять больше). Засекаем время, ребёнок называет и показывает числа по порядку.

В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения, в основном дети с ОВЗ читают текст задачи, выясняют, что известно и что нужно найти, выясняем, каким будет чертёж в геометрической задаче и т.д.

Без систематического контроля нельзя научить математике. На каждом уроке проверяю выполнение домашней работы (самопроверка или взаимопроверка, часто использую в качестве консультантов одноклассников). Часто домашнее задание проверяем вместе, проговаривая решение. С домашним заданием в этом году интереснее стало на уроках вероятности и статистики. Например, при изучении темы «Статистические данные» в 7 классе мы находили средний возраст семьи. Находили медиану, размах и дисперсию возраста членов семьи в 8 классе. При изучении темы «Таблицы» семиклассники дома составляли смету расходов на ребёнка, т.е. расходов на себя к 1 сентября в таблице. При изучении столбиковых диаграмм дети дома строили диаграмму погоды на прошлую неделю. В 8 классе изучали тему «Отклонения», где в домашнем задании они приводили примеры величин с отклонениями из практики. Такие задания дети выполняют легко, с интересом. А самое главное они легко выполняются даже самыми слабыми детьми.

Детям с ОВЗ не все задания в алгебре или геометрии , заданные домой, посильны, поэтому задаю дифференцированное домашнее задание.

Использую тестовые задания, в которые включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями.

Часто на уроках математики использую карточки для устного или письменного опроса. Карточки самые простые для таких детей.

При изучении нового материала правила они пытаются выразить своими словами, так как многие из них трудно запоминаются ими. Поэтому часто теорию повторяем многократно, правила, заучив, пересказываем в парах. Иногда для начала помогают правила и определения, которых в учебнике никогда нет. Например, луч, исходящий из вершины угла и делящий его на 2 равных угла, называется биссектрисой угла. Дети с ОВЗ запомнили такое определение: биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

Постоянно работаю над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Например, в 8 классе иногда используем справочные материалы для ОГЭ, в частности формулы многоугольников. В тетрадях по геометрии, каждый раз, изучив новую формулу площади очередной фигуры, записываем её в тетрадь в теме урока и на последнюю страницу тетради. Этой страничкой можно будет воспользоваться в любой момент.

На уроках применяю приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.

Закрепление учебного материала провожу с использованием:

  1. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса.

  2. Использую карточки-опоры.

  3. Постоянно провожу устную работу по специальным тренажёрам, что способствует развитию вычислительных навыков.

  4. Провожу разноуровневую самостоятельную или контрольную работу. Иногда даю уменьшенный объём выполнения такой работы для детей ОВЗ (например, выполнить только первые задания, они, как правило, всегда проще).

Для обобщения и систематизации материала составляю задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Это пословицы, кроссворды, ребусы, различные логические задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов.


Средства формирования устных вычислительных навыков: 

    1. Задачи в стихах, например: Дикообраз в подарок сыну сделал счётную машину, к сожалению она недостаточно точна. Результаты перед вами, быстро всё исправьте сами! (даю примеры с ошибками).

2.     Различные вычислительные цепочки.

3.     Игры для устного счета.

4.     Игровые моменты и занимательные задачи:

5.     Тесты

6.     Математический и  графический диктанты

8.     Ребусы, кроссворды

9.     Создание проблемных ситуаций.


Особенно часто применяю графические диктанты. Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линии, например: две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз и т.д. Таким образом, получается фигура. Которую проверить легко учителю и детям.

Одной из форм работы с детьми ОВЗ – это проведение индивидуальных, т.е. коррекционных занятий, которые проводятся 1 раз в 2 недели. При составлении КТП, беру основные темы для таких занятий и мы прорабатываем их индивидуально.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!