Особенности развития творческих способностей
младших школьников
Составитель:
Кривошеева Е. Н.
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ лицея № 4
г. о. Чехов
2022 г.
Особенности развития творческих способностей
младших школьников
Начальная школа - это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна. Творчество детей необходимо развивать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Наиболее распространенная форма внеурочной деятельности в начальной школе – кружковая работа. Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание.
Проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.
Одной из задач внеурочной деятельности является выявление и развитие художественных способностей, талантов детей. С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Сензитивный возраст – это возрастной период, в который создаются оптимальные психофизиологические и биологические возможности организма для развития каких-либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности.
Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления.
Младший школьный возраст – важный период, поскольку является первой ступенью к творческому развитию ребенка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» - писал В.А. Сухомлинский. То есть, работая руками, ребенок учится работать с различными инструментами, приобретает навык работы в мелких операциях, развивается его интеллект, ускоряется умственное развитие.
Творческая деятельность в младшем школьном возрасте – это не просто копирование стереотипного поведения, а создание чего-либо субъективно нового и оригинального для ребенка. Например, рисование, конструирование и т.д.
Интерес к изобразительному искусству заставляет ребенка усиленно заниматься рисованием, что в свою очередь развивает его художественные способности. Развивающиеся способности приводят к определенным успехам и достижениям в соответствующей области, это вызывает у ребенка чувство радости и удовлетворения и еще более глубокий интерес. Успех в выбранной деятельности зависит и от ряда черт, среди которых прежде всего: трудолюбие, целеустремленность, организованность, настойчивость и сосредоточенность. Отсутствие таких качеств может стать препятствием на пути к получению значительных результатов, достижений.
Способности формируются и развиваются в деятельности, в процессе обучения и воспитания. Основная задача воспитания – всестороннее развитие способностей детей. Интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но приоритет остается у гармоничного и всестороннего развития личности ребенка, повышение уровня его культуры, расширение кругозора.
Таким образом, творческая деятельность младших школьников – продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.