СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.

Просмотр содержимого документа
««Особенности речевого развития детей дошкольного возраста».»

ДЕТСКИЙ САД «ИНТЕЛЛЕКТ»  РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ       Составитель: Шелюхина Е. В., методист сети детских садов «Интеллект»  2019-2020 учебный год.

ДЕТСКИЙ САД «ИНТЕЛЛЕКТ»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Составитель:

Шелюхина Е. В.,

методист сети

детских садов «Интеллект»

2019-2020 учебный год.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – ГЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.  Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ –

ГЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ( ПО ФГОС ДО): владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ( ПО ФГОС ДО):

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой,

детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров

детской литературы;

  • формирование звуковой

аналитико-синтетической активности

как предпосылки обучения грамоте.

ВИДЫ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  Виды: воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи (монологу и диалогу); подготовка детей к обучению грамоте; приобщение к художественной литературе  Формы: занятие (образовательная ситуация), ситуация общения, проектная деятельность, игра (сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, пальчиковые дидактические игры), индивидуальная работа

ВИДЫ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Виды:

  • воспитание звуковой культуры речи детей;
  • обогащение словаря;
  • формирование грамматических навыков;
  • обучение связной речи (монологу и диалогу);
  • подготовка детей к обучению грамоте;
  • приобщение к художественной литературе

Формы:

  • занятие (образовательная ситуация),
  • ситуация общения,
  • проектная деятельность,
  • игра (сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, пальчиковые дидактические игры),
  • индивидуальная работа
СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ. Основная деятельность занятия – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью и с умственной активностью: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения, выражают свои мысли в слове. Сложность занятий: дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово и грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании. Своеобразие занятия: внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.). Такая активность требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.

Основная деятельность занятия – речевая.

Речевая деятельность связана с умственной деятельностью и с умственной активностью: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения, выражают свои мысли в слове.

Сложность занятий: дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово и грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.

Своеобразие занятия: внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает, другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят за последовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить и т.д.).

Такая активность требует произвольного внимания

и торможения желания высказаться.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ  гигиенические и эстетическим требованиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). обеспечение тишины , чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга. поддержка интереса детей  к занятиям путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. непринужденные формы организации детей , способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя. эмоциональный настрой обеспечивается доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

  • гигиенические и эстетическим требованиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий).
  • обеспечение тишины , чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
  • поддержка интереса детей к занятиям путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.
  • непринужденные формы организации детей , способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
  • эмоциональный настрой обеспечивается доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ  В зависимости от ведущей задачи: занятия по формированию словаря (например, осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (например, дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множественного числа родительного падежа); занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению); занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по приобщению к художественной литературой.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

В зависимости от ведущей задачи:

  • занятия по формированию словаря (например, осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
  • занятия по формированию грамматического строя речи (например, дидактическая игра «Угадай, чего не стало» – образование существительных множественного числа родительного падежа);
  • занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
  • занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания),
  • занятия по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),
  • занятия по приобщению к художественной литературой.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ  В зависимости от применения наглядного материала: занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии); занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры); занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

В зависимости от применения наглядного материала:

  • занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
  • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
  • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ. Три части: вводная (мотивационный этап); основная (содержательный этап); заключительная (рефлексивный этап).

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

Три части:

  • вводная (мотивационный этап);
  • основная (содержательный этап);
  • заключительная (рефлексивный этап).

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.  Вводная часть. устанавливаются связи с прошлым опытом, выводится цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность. На первом этапе занятия может создаваться проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности.  Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

Вводная часть.

  • устанавливаются связи с прошлым опытом,
  • выводится цель занятия,
  • создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

На первом этапе занятия может создаваться проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности.

Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.  Основная часть. В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей. После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей). На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

Основная часть.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей).

На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов.

Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее,

они носят поисковый или

проблемный характер;

стремимся к тому,

чтобы дети отвечали

«полным ответом».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.  Заключительная часть. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Её цель: закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия. Подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т. д.). Главное – это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия). К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.

Заключительная часть.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной.

Её цель: закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.

Подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т. д.).

Главное – это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).

К подведению итогов,

анализу и оценке результатов

своей речевой деятельности и речи

сверстников привлекаем детей.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.  Группа раннего возраста. В группе раннего возраста дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога.  В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых и сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.

Группа раннего возраста.

В группе раннего возраста дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе.

Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых и сюрпризных моментов.

Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку).

Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.  Младшая группа. В группе младшего дошкольного возраста продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.  Занятие состоит из двух-трех частей, решается несколько речевых задач.  Воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.

Младшая группа.

В группе младшего дошкольного возраста продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

Занятие состоит из двух-трех частей, решается несколько речевых задач.

Воспитание звуковой культуры речи

сочетается со словарной работой,

с формированием грамматических

навыков,

с работой по развитию связной речи.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.  Средняя группа. В группе среднего дошкольного возраста характер занятия несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихотворений, пересказ.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.

Средняя группа.

В группе среднего дошкольного возраста характер занятия несколько меняется.

Дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения.

Усложняется содержание занятий, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»).

Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами).

Появляются новые виды занятий:

экскурсии, обучение рассказыванию,

заучивание стихотворений, пересказ.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.  Старший дошкольный возраст. Повышается роль проведения занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.  Разные виды наглядности: картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя: реже использует речевой образец. Ведущей задачей является развитие речевого творчества: приоритетными становятся игры и творческие задания для составления текстов, составление творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему, на тему из личного опыта. Усложняется речевая активность детей: коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах.

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ В РАЗНЫХ ГРУППАХ.

Старший дошкольный возраст.

Повышается роль проведения занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.

Разные виды наглядности: картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.

Изменяется и роль воспитателя: реже использует речевой образец.

Ведущей задачей является развитие речевого творчества: приоритетными становятся игры и творческие задания для составления текстов, составление творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему, на тему из личного опыта.

Усложняется речевая активность детей: коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ  Наглядные методы. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства – это рассматривание игрушек (в том числе как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и мультфильмов, придумывание сюжетных рассказов, наглядное моделирование (мнемотехника).

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ

Наглядные методы.

Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства – это рассматривание игрушек (в том числе как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и мультфильмов, придумывание сюжетных рассказов, наглядное моделирование (мнемотехника).

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ  Наглядные приемы: показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения); показ положения органов артикуляции при произнесении звуков; рассматривание иллюстрации; показ фильма или презентации; образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ

Наглядные приемы:

  • показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения);
  • показ положения органов артикуляции при произнесении звуков;
  • рассматривание иллюстрации;
  • показ фильма или презентации;
  • образец произношения звука и показ картинки,

называние нового слова и показ объекта,

им обозначаемого.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ  Словесные методы. Применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом: чтение детям художественных произведений, беседа, ситуативный разговор, а также речевые упражнения и ситуации. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа, рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых в дошкольных группах, обобщающая беседа (для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору). Особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяются наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.).

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ

Словесные методы.

Применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом: чтение детям художественных произведений, беседа, ситуативный разговор, а также речевые упражнения и ситуации.

Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа, рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых в дошкольных группах, обобщающая беседа (для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).

Особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяются наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.).

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ  Словесные приемы: речевой образец (предназначен для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Произносится четко, громко и неторопливо); повторное проговаривание  (многократное повторение с целью запоминания); объяснение (раскрытие сущности); указания  (разъяснение, как достичь требуемого результата); словесное упражнение (многократное выполнение речевых действий); оценка детской речи; вопросы: основные КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? ГДЕ? КАК? КУДА; вспомогательные, поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ЧЕМ ПОХОЖИ? Бывают наводящими и подсказывающими.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ

Словесные приемы:

  • речевой образец (предназначен для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Произносится четко, громко и неторопливо);
  • повторное проговаривание (многократное повторение с целью запоминания);
  • объяснение (раскрытие сущности);
  • указания (разъяснение, как достичь требуемого результата);
  • словесное упражнение (многократное выполнение речевых действий);
  • оценка детской речи;
  • вопросы:
  • основные КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? ГДЕ? КАК? КУДА;
  • вспомогательные, поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ЧЕМ ПОХОЖИ?

Бывают наводящими и подсказывающими.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ  Практический метод носит игровой характер. Относятся: дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра), игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки), хороводные игры, дидактические упражнения. Основные задачи:  воспитание культуры поведения детей, обогащение словаря, закрепление навыков разговорной речи. Игровые приемы могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) и наглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесении звуков).

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ

Практический метод носит игровой характер.

Относятся:

  • дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра),
  • игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки),
  • хороводные игры,
  • дидактические упражнения.

Основные задачи: воспитание культуры поведения детей, обогащение словаря, закрепление навыков разговорной речи.

Игровые приемы могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) и наглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесении звуков).

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:  проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники; здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, самомассаж с растиранием пальчиков); коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика); технология обучения детей составлению сравнений; технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • проблемное обучение,
  • проектная деятельность,
  • технологии по использованию мнемотехники;
  • здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, самомассаж с растиранием пальчиков);
  • коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика);
  • технология обучения детей составлению сравнений;
  • технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ  Материал и оборудование соответствуют определенным требованиям: соответствие возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность. Результативность занятий по развитию речи определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений. Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении, в быту.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Материал и оборудование соответствуют определенным требованиям:

  • соответствие возрасту,
  • эстетичность,
  • качество и размер иллюстраций,
  • безопасность,
  • рациональное размещение,
  • доступность каждому ребенку,
  • современность.

Результативность занятий по развитию речи определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные педагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний, развитие речевых навыков и умений.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении, в быту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!