-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. - Проводит проверку домашнего задания в форме тестовой работы. - Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Записывает на доске схему. - Изложение нового материала. - Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Формулирует вопрос. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Формулирует вопрос. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Формулирует вопрос. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Формулирует вопрос. -Изложение нового материала. -Демонстрация презентации. -Изложение нового материала. -Демонстрация презентации - Организует первичную проверку полученных знаний путем фронтальной проверки заполненной таблицы -Объясняет домашнее задание. -Задает вопросы. | Оргмомент -Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники. Проверка домашнего задания -На прошлом уроке вы закончили тему «Многообразие кишечнополостных, их значение». Вашим домашним заданием было прочитать параграф и ответить на вопросы в конце. Давайте проверим, как вы усвоили материал, для этого ответьте на вопросы теста. Время выполнения 10 минут. Актуализация нового материала -Сегодня мы преступим с вами к новой теме. Запишите ее в тетрадь. « Особенности строения плоских червей. Класс ресничные черви». -К типу плоских червей относят трёхслойных двусторонне-симметричных животных. Тело их построено из производных трёх слоёв: экто-, энто- и мезодермы. Стенка тела образована кожномускульным мешком, полость тела заполнена паренхимой. -В настоящее время известно более 12,5 тыс. видов плоских червей. Они объединены в несколько классов, из которых наиболее известны три. Давайте запишем в виде схемы их в тетрадь. Тип плоски черви Кл.ресничные Кл. сосальщики Кл. ленточные -Последние два класса в процессе эволюции перешли к паразитизму и значительно отличаются по особенностям организации от свободноживущих ресничных червей. Они, в особенности ленточные черви, утратили ряд органов и систем, позволяющих существовать вне организма-хозяина. Строение плоских червей. У всех плоских червей тело вытянуто и уплощено в спинно-брюшном направлении. Отчётливо выделены передний и задний концы. Многие свободноживущие черви на переднем конце имеют щупальцевидные выросты, несущие органы чувств. Ленточные черви и сосальщики — паразиты, они имеют различные приспособления для прикрепления к телу хозяина: присоски или крючья. Размеры плоских червей колеблются от 0,5 мм до 50—70 см (у свободноживущих форм) и даже 30 м (у паразитов). Тело представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, под которым находится мышечный слой; полости тела нет, промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью — паренхимой. -Теперь перейдем к рассмотрению системы органов на примере планарии и по ходу рассмотрения каждой системы будем заполнять таблицу (См. приложение 1) -Нервная система представлена нервными узлами, расположенными на переднем конце тела, — мозговыми ганглиями и отходящими от них нервными стволами, соединёнными перемычками. -Органы чувств, как правило, представлены отдельными кожными ресничками - отростками чувствительных нервных клеток. Некоторые свободноживущие представит типа в процессе приспособления к условиям существования, требующим большого разнообразия движений, приобрели примитивные орган зрения -светочувствительные пигментные глазки и органы равновесия. -Как вы думаете, у всех ли представителей ведущих паразитический образ жизни, есть пищеварительная система? Правильно, у свободноживущих ресничных и паразитических сосальщиков пищеварительная трубка представлена мускулистой глоткой, открывающейся наружу ротовым отверстием, часто в центре брюшной стороны тела, и кишкой. Она выстлана железистым эпителием, разветвлена и замкнута. Заднепроходного отверстия нет, непереваренные остатки пищи удаляются через рот. -Выделительная система представлена системой разветвлённых канальцев, заканчивающихся в паренхиме звёздчатыми клетками с пучком ресничек. Канальцы сообщаются с внешней средой выделительными отверстиями. -А есть ли у представителей данного типа дыхательная и кровеносная система? -Половая система. Плоские черви гермафродиты, кто такие гермафродиты? Правильно. Половая система состоит из половых желёз семенников и яичников и сложной системы протоков, служащих для выведения половых клеток. Класс Ресничные черви - Большинство ресничных червей — свободноживущие животные, ведущие, как правило, хищный образ жизни. Они поедают многих простейших (инфузорий, корненожек, жгутиконосцев), нематод, мелких ракообразных, личинок комаров — зачастую более крупных животных, чем они сами. Некоторые формы нападают на своих собратьев. Гидра с её защитными стрекательными клетками также подвергается их нападениям. -Число видов ресничных червей достигает 3 тыс. Это морские или пресноводные животные; некоторые виды живут в почве, во влажных местах обитания. -Тело червей покрыто эпителием с множеством ресничек. Движение ресничных, с одной стороны, результат биения ресничек наружного эпителия, с другой — следствие сокращения кожно-мускульного мешка. Эти черви и ползают, и плавают. -В процессе переваривания пищи у ресничных червей, так же как у кишечнополостных, большое место занимает внутриклеточное пищеварение. Что это значит? -Ресничных червей отличает высокая регенеративная способность. Так, даже сотая часть и тела способна восстанавливаться в целое животное. -Широко известный представитель класса - молочно-белая планария обитает в заиленных частях прудов и ручьёв, как правило, на нижней стороне камней и других подводных ирод мотов. Её тело вытянуто, достигнет и длину 1,5 см, листовидно и обыкновенно лишено каких-то ни было придатков. Лишь у немногих ресничных на переднем конце тела имеются небольшие щупальцевидные выросты. Этап первичного закрепления материала -Давайте повторим главное. Для этого прочитаем проверим как вы заполнили таблицу по ходу урока. Объяснение домашнего задания - Прочитать стр 112- 114.Повторить таблицу заполненную на уроке. Рефлексивный этап урока - Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели? | -Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем. -Решают проверочный тест. -Записывают в тетрадь тему урока. - Записывают в тетрадь схему. - Записывают в тетрадь главные положения материала - Записывают в тетрадь главные положения материала - Записывают в тетрадь главные положения материала -Отвечают на поставленный вопрос: нет не у всех. - Записывают в тетрадь главные положения материала - Записывают в тетрадь главные положения материала -Отвечают на поставленный вопрос: не, газообмен и транспорт веществ по организму осуществляется посредством диффузии. -Отвечают на поставленный вопрос: гермафродиты одновременно имеют мужские и женские половые признаки - Записывают в тетрадь главные положения материала - Записывают в тетрадь главные положения материала - Записывают в тетрадь главные положения материала -Отвечают на поставленный вопрос: частицы пищи, предварительно подвергающиеся обработке секретом глоточных желёз, поступают в кишечник и захватываются клетками кишечного эпителия, в которых формируются многочисленные пищеварительные вакуоли - Записывают в тетрадь главные положения материала -Зачитывают материалы заполненной таблицы, проверяют правильность -Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы - Подводят итоги урока. |