СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности строения плоских червей. Класс ресничные черви.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: Особенности строения плоских червей. Класс ресничные черви.

Просмотр содержимого документа
«Особенности строения плоских червей. Класс ресничные черви.»

Тема урока: Особенности строения плоских червей. Класс ресничные черви.

Тип урока: изучение нового материала

Средства обучения (оборудование): учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.» (УМК под ред. Н. И. Сонина), рабочая тетрадь к учебнику

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран для проецирования.

Цели урока:

  1. Образовательная: способствовать формированию у учащихся представления об особенностях строения плоских червей, а так же о классе ресничные черви, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности организмов.

  2. Развивающая: способствовать развитию у обучающихся общеучебных умений и навыков (самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, формулировать ответы на вопросы учителя и др.); интеллектуальных умений и операций (развитие умения анализировать информацию на основе работы с учебником и рассказа учителя, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи);

  3. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся учебной мотивации, познавательного интереса, любознательности, содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

Задачи:

  1. Познакомиться с особенностями строения жизнедеятельности плоских червей

  2. Научиться выявлять черты более высокой организации их по сравнению с кишечнополостными

  3. Продолжить формирование умений работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы

План конспект урока:

Деятельность учителя

Строение и структура урока

Деятельность учащихся


-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.



- Проводит проверку домашнего задания в форме тестовой работы.












- Изложение нового материала.

-Демонстрация презентации.









-Записывает на доске схему.




- Изложение нового материала.







- Изложение нового материала.

-Демонстрация презентации.




















-Изложение нового материала.

-Демонстрация презентации.





-Изложение нового материала.

-Демонстрация презентации.








-Изложение нового материала.

-Формулирует вопрос.



-Демонстрация презентации.








-Изложение нового материала.

-Демонстрация презентации.





-Формулирует вопрос.

-Демонстрация презентации.




-Изложение нового материала.

-Формулирует вопрос.

-Демонстрация презентации.





-Изложение нового материала.


-Демонстрация презентации.










-Демонстрация презентации.




-Изложение нового материала.


-Демонстрация презентации.






-Формулирует вопрос.







-Изложение нового материала.



-Демонстрация презентации.

-Изложение нового материала.


-Демонстрация презентации







- Организует первичную проверку полученных знаний путем фронтальной проверки заполненной таблицы


-Объясняет домашнее задание.




-Задает вопросы.

Оргмомент

-Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники.


Проверка домашнего задания

-На прошлом уроке вы закончили тему «Многообразие кишечнополостных, их значение». Вашим домашним заданием было прочитать параграф и ответить на вопросы в конце. Давайте проверим, как вы усвоили материал, для этого ответьте на вопросы теста. Время выполнения 10 минут.


Актуализация нового материала

-Сегодня мы преступим с вами к новой теме. Запишите ее в тетрадь. « Особенности строения плоских червей. Класс ресничные черви».

-К типу плоских червей относят трёхслойных двусторонне-симметричных животных. Тело их построено из производных трёх слоёв: экто-, энто- и мезодермы. Стенка тела образована кожномускульным мешком, полость тела заполнена паренхимой.


-В настоящее время известно более 12,5 тыс. видов плоских червей. Они объединены в несколько классов, из которых наиболее известны три. Давайте запишем в виде схемы их в тетрадь.

Тип плоски черви


Кл.ресничные Кл. сосальщики Кл. ленточные

-Последние два класса в процессе эволюции перешли к паразитизму и значительно отличаются по особенностям организации от свободноживущих ресничных червей. Они, в особенности ленточные черви, утратили ряд органов и систем, позволяющих существовать вне организма-хозяина.

Строение плоских червей. У всех плоских червей тело вытянуто и уплощено в спинно-брюшном направлении. Отчётливо выделены передний и задний концы. Многие свободноживущие черви на переднем конце имеют щупальцевидные выросты, несущие органы чувств. Ленточные черви и сосальщики — паразиты, они имеют различные приспособления для прикрепления к телу хозяина: присоски или крючья. Размеры плоских червей колеблются от 0,5 мм до 50—70 см (у свободноживущих форм) и даже 30 м (у паразитов). Тело представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый эпителием, под которым находится мышечный слой; полости тела нет, промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью — паренхимой.

-Теперь перейдем к рассмотрению системы органов на примере планарии и по ходу рассмотрения каждой системы будем заполнять таблицу (См. приложение 1)

-Нервная система представлена нервными узлами, расположенными на переднем конце тела, — мозговыми ганглиями и отходящими от них нервными стволами, соединёнными перемычками.


-Органы чувств, как правило, представлены отдельными кожными ресничками - отростками чувствительных нервных клеток. Некоторые свободноживущие представит типа в процессе приспособления к условиям существования, требующим большого разнообразия движений, приобрели примитивные орган зрения -светочувствительные пигментные глазки и органы равновесия.


-Как вы думаете, у всех ли представителей ведущих паразитический образ жизни, есть пищеварительная система?

Правильно, у свободноживущих ресничных и паразитических сосальщиков пищеварительная трубка представлена мускулистой глоткой, открывающейся наружу ротовым отверстием, часто в центре брюшной стороны тела, и кишкой. Она выстлана железистым эпителием, разветвлена и замкнута. Заднепроходного отверстия нет, непереваренные остатки пищи удаляются через рот.


-Выделительная система представлена системой разветвлённых канальцев, заканчивающихся в паренхиме звёздчатыми клетками с пучком ресничек. Канальцы сообщаются с внешней средой выделительными отверстиями.


-А есть ли у представителей данного типа дыхательная и кровеносная система?




-Половая система. Плоские черви гермафродиты, кто такие гермафродиты? Правильно. Половая система состоит из половых желёз семенников и яичников и сложной системы протоков, служащих для выведения половых клеток.


Класс Ресничные черви

- Большинство ресничных червей — свободноживущие животные, ведущие, как правило, хищный образ жизни. Они поедают многих простейших (инфузорий, корненожек, жгутиконосцев), нематод, мелких ракообразных, личинок комаров — зачастую более крупных животных, чем они сами. Некоторые формы нападают на своих собратьев. Гидра с её защитными стрекательными клетками также подвергается их нападениям.


-Число видов ресничных червей достигает 3 тыс. Это морские или пресноводные животные; некоторые виды живут в почве, во влажных местах обитания.


-Тело червей покрыто эпителием с множеством ресничек. Движение ресничных, с одной стороны, результат биения ресничек наружного эпителия, с другой — следствие сокращения кожно-мускульного мешка. Эти черви и ползают, и плавают.


-В процессе переваривания пищи у ресничных червей, так же как у кишечнополостных, большое место занимает внутриклеточное пищеварение. Что это значит?






-Ресничных червей отличает высокая регенеративная способность. Так, даже сотая часть и тела способна восстанавливаться в целое животное.


-Широко известный представитель класса - молочно-белая планария обитает в заиленных частях прудов и ручьёв, как правило, на нижней стороне камней и других подводных ирод мотов. Её тело вытянуто, достигнет и длину 1,5 см, листовидно и обыкновенно лишено каких-то ни было придатков. Лишь у немногих ресничных на переднем конце тела имеются небольшие щупальцевидные выросты.


Этап первичного закрепления материала

-Давайте повторим главное. Для этого прочитаем проверим как вы заполнили таблицу по ходу урока.



Объяснение домашнего задания

- Прочитать стр 112- 114.Повторить таблицу заполненную на уроке.


Рефлексивный этап урока

- Что нового вы сегодня узнали? Что вы бы хотели бы узнать еще? Как вы считаете, достигли ли поставленной цели?


-Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем.




-Решают проверочный тест.









-Записывают в тетрадь тему урока.
















- Записывают в тетрадь схему.













- Записывают в тетрадь главные положения материала




















- Записывают в тетрадь главные положения материала





- Записывают в тетрадь главные положения материала










-Отвечают на поставленный вопрос: нет не у всех.


- Записывают в тетрадь главные положения материала









- Записывают в тетрадь главные положения материала






-Отвечают на поставленный вопрос: не, газообмен и транспорт веществ по организму осуществляется посредством диффузии.


-Отвечают на поставленный вопрос: гермафродиты одновременно имеют мужские и женские половые признаки





- Записывают в тетрадь главные положения материала











- Записывают в тетрадь главные положения материала





- Записывают в тетрадь главные положения материала






-Отвечают на поставленный вопрос: частицы пищи, предварительно подвергающиеся обработке секретом глоточных желёз, поступают в кишечник и захватываются клетками кишечного эпителия, в которых формируются многочисленные пищеварительные вакуоли






- Записывают в тетрадь главные положения материала










-Зачитывают материалы заполненной таблицы, проверяют правильность




-Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы



- Подводят итоги урока.



Приложение 1.

Системы органов на примере планарии

Чем представлена

Нервная система

Нервные узлы, мозговые ганглии и отходящие от них нервные стволы

Органы чувств

Отдельные кожные реснички – отростки чувствительных нервных клеток. У некоторых примитивные органы зрения – светочувствительные пигментные глазки и органы равновесия.

Выделительная система

Система разветвленных канальцев, звездчатые клетки с пучком ресничек, выделительные отверстия

Дыхательная и кровеносная система

Нет

Половая система

Гермафродиты, половая система состоит из половых желез – семенников и яичников

Пищеварительная система

Есть не у всех ведущих паразитический образ жизни. Представлена пищеварительная трубка мускулистой глоткой с ротовым отверстием и кишкой. Выстлна железистым эпителием, разветвлена и замкнута. Заднего прохода нет, остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!