А. О. Горяинова
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №49
Особенности восприятия мультфильмов детьми дошкольного возраста и их влияние на развитие нравственных качеств
Дошкольный возраст относится к периоду первоначального становления личности ребенка. Уже к семи годам достаточно четко прослеживается направленность в личности ребенка дошкольного возраста как показатель уровня его нравственного развития. Если говорить о нравственном воспитании, то нравственное воспитание – это процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей и взрослых, с другой активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях
Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они, чаще всего, проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Любовь к Родине, доброта, уважение к старшим, взаимопомощь – это неотъемлемые нормы нравственности.
Воспитание должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей дошкольного возраста, их взаимоотношений. В нравственном развитии детей существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь. Семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору. Чаще всего при просмотре телевизора ребёнок предоставлен сам себе, дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных средств массовой информации.
В этот возрастной период ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Зачастую, явные агрессивные действия главных героев полюбившихся мультфильмов (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются, как бы «незначительными» на фоне его победи «признания» окружающих. В результате чего, грань между добром и злом для ребенка стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
На наш взгляд, следует обратить внимание на то, что смотрят наши дети, какие мультфильмы в первую очередь. Не зная, что формирует тот или иной мультфильм, мы можем прийти к негативным последствиям. Важно знать какие ценности формируют те мультфильмы, которые мы даем смотреть нашим детям.
Думается, что большинство из нас согласиться с тем, что приоритет – особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте – должен быть за произведения отечественной мультипликации. Наряду с новыми, появляющимися на прилавках каждый день «однодневками», мы читаем своим детям любимые книжки своего детства, мы поем им свои любимые песни, мы показываем любимые картины. И как естественно показать им свои любимые мультфильмы, любимых героев [2].
Мультфильмы – являются одним из важных средств формирования личности ребенка, средством эстетического и нравственного воспитания детей. Мультфильмы влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Мультфильмы, которые сняты по произведения литературы, способствуют развитию речи, дают образцы русского языка, обогащают словарный запас новыми словами и выражениями, помогают познать культуру родного народа, воспитывают бережное отношение к родному языку, закладывают нравственные основы патриотизма. Следовательно, для решения задач нравственного воспитания детей средствами мультфильмов, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор мультипликационных картин.
Мультфильмы должны нести познавательные, эстетические и нравственные функции, то есть быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
За последнее время мир ребёнка очень изменился. Взрослые дяди и тети опрокинули и изуродовали мир добрых сказок и мультфильмов. Вместо этого в него ворвались вампиры, демоны, злодеи, всех мастей, убивающие и пожирающие друг друга. Одновременно на всех каналах помногу часов в день страшные монстры стали кричать: «Я убью тебя!»
- Нет, это я тебя убью! – ответили им такие же монстр, которые по замыслу создателей должны были восприниматься как положительные герои. А во дворах с такими же криками стали носиться друг за другом мальчишки. И угрозы эти оказались не пустыми… Это приводит к тому, что с каждым днем растет число убитых своими сверстниками детей. Убитых безо всяких на то причин. Просто забавы ради…
А большинство родителей не знают, что у дошкольников виртуальный т реальный мир абсолютно тождественны. Они просто еще не научились отличать того, что им показывают по телевизору, от того, что происходит за пределами экрана. Но на экране все интереснее и динамичнее, чем в жизни. Мир зла страшен, но притягателен. Дети, обученные отличать добро от зла, начинают вести себя, как экранные герои. Как итог: такие дети не смогут нормально жить, любить, строить семью, защищать свою страну[1].
Старые добрые мультфильмы воспитывали, образовывали и даже выполняли психотерапевтическую функцию. Ласковые голоса успокаивали. Это была настоящая лечебная… Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, при котором детям было легче жить.
Дети, проводящие много времени в виртуальном мире, сталкиваясь с реальным миром, входят с ним в конфликт, этот мир не соответствует той модели, которая уже есть в его подсознание. Он должен быть изменен или уничтожен. Если не получается ни то, ни другое, тогда нужно покончить с собой. Других вариантов решений создавшегося конфликта для таких детей нет. Есть запасной выход – уйти из этого мира, но не совсем. А это- наркомания. Наркотическое опьянение снимает напряжение необходимости совершать поступки и делать выбор.
Директор НИИКСИ Семенов В.Е., говорит, что телевидение перестало выполнять свои функции. Оно не воспитывает, не приобщает зрителя к культуре, не занимается образовательными программами. Даже развлекательная функция стала антикультурной, безвкусной и патологической по сути [3].
Для чего же мы калечим наших детей? Для чего мы их пугаем? Уровень страха, который нагоняет на детей телевидение, превышает все границы. Необходимо придерживаться главного принципа – не навреди. Есть мультфильм представляет опасность для нравственности или для психики ребёнка, его нельзя покупать и показывать, даже если его отдают абсолютно бесплатно [1].
Список использованной литературы и источников:
-
Богатырев, А ТВ и компьютер: их влияние на человека. Экран и наши дети / А. Богатырев. – М.: Омега, 2014. – 287 с.
-
Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных /Т.Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2014 – 224 с.
-
Лалетинова, А. Ф. Чему учат мультфильмы / А. Ф. Лалетинова. – М.: Прогресс, 2012. – 102 с.