СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности восприятия наглядности ребенком с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями)".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал  необходим для работы с детьми с ограниченными возможности здоровья.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности восприятия наглядности ребенком с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями)".»



Чернышева Любовь Васильевна,

учитель истории КОГОБУ ШИОВЗ пгт Кумены Куменского района Кировской области



Особенности восприятия наглядности ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями)



Принцип наглядности в обучении умственно отсталых детей реализуется своеобразно. Это обусловлено их психофизическими особенностями, и прежде всего, особенностями восприятия.

Исследования Н. И. Вересотской, Е. Н. Кудрявцевой, Ж. И. Шиф, И. М. Соловьёва и др. учёных показали, что учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеют нарушения восприятия, которые связаны с пониженной реактивностью коры головного мозга.

Этих детей характеризует замедленность восприятия. Для того чтобы узнать предмет, явление, умственно отсталым школьникам требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Важно учитывать в учебном процессе эту особенность: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать её, необходимо больше времени давать на рассматривание предметов, картин, иллюстраций.

У умственно отсталых школьников снижен объём восприятия (одновременное восприятие группы предметов). Узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, вычислениями с многозначными числами.

Восприятие у умственно отсталых детей характеризуется недифференцированностью: в окружающем пространстве они выделяют значительно меньше объектов, чем нормально развивающиеся дети, видят их глобально, нередко форма предметов видится им упрощённой. Умственно отсталые дети легче узнают простые объекты, которые воспринимаются ими без тонкого анализа частей и свойств, сложные предметы воспринимаются ими упрощённо и узнаются не правильно, как менее сложные.

Значительно нарушены у умственно отсталых детей пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими предметами, как история, география и др.

Особые сложности у детей вызывает восприятие картин. Умственно отсталые учащиеся не понимают взаимосвязи между предметами, изображёнными на картине, допускают грубые ошибки в толковании мимики и пантомимики, это мешает им отчётливо выделить основную ситуацию, связанную с сюжетом картины.

Однако, возможности совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности.

Вводя учащихся в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, необходимо обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений (зрительных, слуховых, осязательных). От остроты и силы этих ощущений зависит правильность восприятия исторических сведений.

Зная особенности восприятия детей, необходимо давать особенно точное и экономичное описание исторических фактов, ограничивая одновременно от иных объектов познания. Применяя опору на чувственное познание, нужно соотносить непосредственно воспринятое со знаниями, полученными детьми ранее. Представления детей бывают беднее непосредственных восприятий, поэтому без опоры на наглядность уже известные учащимся образы теряют свои индивидуальные черты. В связи с этим на уроках истории необходимо

постоянно использовать разнообразную наглядность, но вариативно.

Опора на зрительные образы должна стать ведущей и при объяснении нового материала учащимся, и при его закреплении

Учитывая особенности восприятия наглядности умственно отсталыми детьми, необходимо выполнять ряд требований. К ним, считает В.В.Воронкова, относятся следующие:

  1. Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые существенные признаки объекта и без дополнительных несущественных деталей.

  2. Должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками.

  3. Пособия должны появляться в нужный момент урока, и убираться после завершения работы по ним.

  4. Демонстрируемые средства наглядности должны быть хорошо видны учащимся.

  5. Объемные предметы школьники должны иметь возможность осмотреть со всех сторон.

  6. Строго ограничивать количество наглядных средств, применяемых на уроке.

7. Речь учителя и отвечающих учащихся не должна напрягать слух и утомлять громкостью, монотонностью.

8.Сообщать учащимся конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного.

Таким образом, учитывая имеющиеся у умственно отсталых учащихся нарушения восприятия необходимо тщательно подходить к наглядному оформлению уроков истории.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!