СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности языка сказа "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена технологическая карта урока и приложения

Просмотр содержимого документа
«Особенности языка сказа "Левша"»

Тема: Особенности языка повести «Левша»


Задачи: продолжить знакомство с повестью; рассмотреть основные понятия художественного своеобразия.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствие учителя

2

Мотивация к учебной деятельности

Зачитывает высказывание, помещенное в газету «Советская молодежь» (слайд 1):

«Всем сердцем любя народ русский, самобытнейший писатель прошлого века Н.С. Лесков всегда стремился нарисовать в своих произведениях подлинную картину его жизни, поэтически воспевая его ум, смекалку, талант и трудолюбие...Произведение «Левша» - это поэтический гимн труду, гимн русскому смекалистому человеку».

Задает вопросы:

- Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

- Как же и с помощью чего Лесков смог написать этот поэтический гимн русскому человеку и его труду? Сегодня нам предстоит в этом разобраться. Но мы не будем просто обсуждать героев или их особенности, а постараемся вместе с ними пережить то, что переживали они, увидеть их глазами все, что они видели.

Слушают высказывание, отвечают на вопросы

3

Актуализация знаний

Предлагает вспомнить жанр произведения с помощью вопросов:

- Каков жанр произведения?

- Что такое сказ? Чем он отличается от других жанров?

Перед вами на столах карточки со словами, которые взяты из текста. Я прочитаю, а вы внимательно рассмотрите их:

Кунсткамера музей, собрание редких вещей;
Кизлярка – виноградное кислое вино;
Нимфозория – нечто диковинное, микроскопическое;
Дансе танец;
Мелкоскоп – микроскоп;
Свистовые вестовые, посланные для передачи вести;
Тугамент документ;
Озямчик крестьянская одежда вроде пальто;
Грандеву встреча, свидание;
Долбица – таблица.

- Мы употребляем эти слова в своей речи?

- Как можно назвать эти слова?

Сообщает тему урока


Отвечают на вопросы. Рассматривают карточки, делая выводы. Записывают тему урока

4

Изучение нового

Давайте для начала обратим внимание на речь каждого действующего лица. Сейчас в столбик выпишите действующих лиц произведения, а напротив мы вместе будем выписывать их речь. И начнем мы с рассказчика.

Далее предлагает ребятам самостоятельно составить список действующих лиц сказа, затем вместе с учителем найти примеры их речи.

- Какие слова в речи рассказчика вам показались необычными?

- Как вы думаете, почему в речи рассказчика так много необычных, искаженных слов?

- Для чего автор вообще использует необычные слова?

- Что такое фольклор?

- Есть ли какие-то сходства «Левши» с фольклорными произведениями? (зачин — царь «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть»; повторы — император удивляется чудесам, мотив дороги; концовка сказа содержит назидательный смысл).

Выписывают в столбик действующих лиц (работают с учебником), а затем — их речь. Делают выводы и отвечают на вопросы

5

Проверка изученного материала

Предлагает посмотреть на доску (слайд 2), на которой изображены основные эпизоды произведения в хаотичном порядке. Задача учащихся восстановить последовательность

Выполняют задание

6

Закрепление изученного на сегодняшнем уроке

Предлагает составить таблицу под названием «Использование лексики и фразеологии в сказе» (приложение 1)

Составляют таблицу с помощью учителя

7

Подведение итогов урока

Просит сделать выводы, основываясь на записях в тетрадях, по следующему плану:

1. Стиль используемой лексики (в сказе используется разговорная лексика, что соответствует жанру и сюжету сказа)

2. Синтаксис (много неполных предложений, обращений, частиц, вводных слов и пр.)

3. Средства художественной выразительности

Делают выводы, основываясь на записях в тетради и данного плана

8

Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Сложилось ли у вас впечатление, будто вы сами поучаствовали в разговоре с действующими лицами?

Отвечают на вопросы

9

Домашнее задание, выставление оценок за урок

Составить кроссворд по «Левше» (от 10 слов)

Записывают домашнее задание


Приложение 1.


просторечия

устаревшие слова

заимствованные слова

фразеологические обороты, характерные для устной речи

дерябнул, приноровлено, откудова,

отопрусь, пустяковина,

шабаш

карета,

извозчики

ажидация, плезирная, форейтор,

цейгаузы

дать маху,

как снег на голову