СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подготовки волейболистов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях специальной физической подготовкой одновременно с развитием физических качеств совершен­ствуются приемы в нападении и защите.

Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки волейболистов»

Развитие физических качеств в волейболе

При воздействии на одно из качеств оказывается влия­ние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят, прежде всего, от особенностей применяемых на­грузок и уровня физической подготовленности зани­мающихся.

На организм начинающих заниматься волейболом наиболее разносторонне воздействуют упражнения скоростно-силового характера. Упражнения на силу и осо­бенно на выносливость оказывают менее широкое воздей­ствие.

Следует, однако, учитывать, что наивысшие показате­ли в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэ­тому воспитывать физические качества необходимо так, чтобы они были гармонично развиты в необходимом соот­ношении, зависящем от особенностей избранной деятельности

На занятиях специальной физической подготовкой одновременно с развитием физических качеств совершен­ствуются приемы в нападении и защите.

Как известно, нападение, являющееся ключом к побе­де, состоит из введения мяча в игру, передач и нападаю­щих ударов. Оно тем эффективнее, чем большим разно­образием приемов владеют игроки. Например, волейбо­листы должны владеть несколькими подачами: прямой, боковой, снизу. Сочетание подач, разнообразных по характеру и силе, затрудняет игру противника. Но для овладения техникой этих подач необходима хорошая подвижность в плечевом суставе, а также достаточная сила плечевого пояса. То же самое можно сказать о передачах и нападающих ударах. Чтобы овладеть всеми приемами нападения, помимо гибкости, силы, прыгучести, необходи­мы хорошая координация, умение ориентироваться в про­странстве и другие качества, которые развиваются с помо­щью упражнений, связанных не только с поступательным, но и вращательным движением вокруг различных осей.

В защите важнейшее значение имеет выбор места на площадке. При низких и скоростных передачах необхо­димы быстрая реакция, умение мгновенно оценивать обстановку, принимать мяч с падениями и кувырками, быстро перемещаться по площадке, не теряя мяча из поля зрения. В усвоении техники этих приемов важную роль могут сыграть акробатические упражнения.

Таким образом, на занятиях специальной физической подготовкой решаются весьма разнообразные задачи: развиваются физические качества, совершенствуются сложные двигательные навыки и игровые приемы.

Физическая подготовка высокорослых волейболистов

В работе с высокорослыми волейболистами следует учитывать некоторое отставание в двигательном разви­тии у определенной части подростков этой категории. Большое место в их подготовке должны занимать уп­ражнения для развития быстроты перемещения, прыгу­чести, скоростно-силовых качеств, ловкости. Это имеет важное значение для правильного овладения рациональной техникой игры и успешного обучения тактике игры .

В последнее время высокорослым волейболистам в команде все чаще поручают функцию связующего игро­ка. Это предъявляет большие требования к их физиче­ской подготовленности.

Физическая подготовка с учетом игровых функции

Содержание физической подготовки, как общей, так и специальной, определяется функциями связующего и нападающего в игре.

Связующие. В физической подготовке связующих пре­обладают подготовительные упражнения трех видов:

  1. способствующие более быстрому и качественному ов­ладению навыком передачи мяча сверху двумя руками;

  2. совершенствующие навыки быстрого перемещения, остановки и изменения направления;

  3. развивающие быстроту ответных действий, быстроту ориентировки и т. д. Наряду с такими упражнениями необходимо включать в занятия комбинированные упражнения (пе­ремещения в сочетании с ловлей и бросками набивного мяча, в ответ на сигналы и т. п.). Упражнения выполня­ют ндивидуально, в группах (в парах, тройках, два и больше партнеров «работают» на одного и т. п.).

Нападающие. Для нападающих, конечно, подбирают подготовительные упражнения, связанные с нападающи­ми ударами и блокированием. Это упражнения для раз­вития прыгучести, прыжковой выносливости, скорости одиночного движения, быстроты реакции на движущийся объект, укрепления «узлов», подвергающихся наиболь­шей нагрузке (голеностопные суставы и т. д.).

На основе типовых упражнений можно разработать много других. Важно, чтобы в тренировке волейболистов они применялись систематически.

Игры и эстафеты, способствующие развитию быстроты и ловкости

1. Игроки делятся на две равные команды и по сигналу тренера начинают эстафетный бег с обеганием препятствий (стоек, набивных мячей и т. д.). После обегания препятствия каждый участник эстафеты обязан по­ вернуться кругом и сделать бросок для приема мяча, заканчивающийся кувырком.

Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и правильнее выполнившая задания.

2. Участники эстафеты делятся на две равные коман­ды и выстраиваются в колонны перед акробатическими дорожками (или на траве). По сигналу тренера они с разбега в темпе выполняют подряд четыре броска, ими­тируя прием мяча с кувырками через правое и левое плечо, далее делают рывок на 10—15 м и прыжками на обеих ногах возвращаются к колонне. Как только возвратившийся игрок перебежит черту, эстафету начинает следующий игрок.

Побеждает та команда, которая быстрее и технически правильнее закончит эстафету.

3. Эстафета с жонглированием. Игроки делятся на две равные команды. По сигналу тренера игрок, стоящий во главе колонны, устремляется вперед, жонглируя волейбольным мячом ударами обеих рук, как при приеме
мяча снизу. Обежав стойку или любое другое препятствие, на обратном пути игрок продолжает жонглировать мячом способом приема мяча сверху.

Побеждает команда, игроки которой пройдут дистан­цию эстафеты быстрее и технически правильнее.

4. На волейбольной площадке две равные команды. Игроки одной команды поочередно в прыжке бросают теннисные мячи, стараясь попасть на свободное место. Вторая команда стремится поймать брошенный мяч. Пос­ле 10—15 бросков команды меняются местами.

Выигрывает та команда, которая поймает больше мя­чей.

5. Участники делятся на две равные команды и вы­страиваются друг против друга на боковых линиях во­лейбольной площадки. По сигналу тренера игрок край­ний справа бросает мяч или выполняет нападающий удар по направлению к игроку, стоящему на противоположной стороне площадки. Тот игрок обязан отбить мяч на про­тивоположную сторону. Его ловит следующий и бросает
или бьет игроку, стоящему напротив. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до крайнего игрока, который должен поймать мяч. После этого команды ме­няются ролями.

Выигрывает команда, которая отобьет больше мячей.

6. Игра «Петухи». Участники разделяются на несколь­ко команд по 3 человека, предварительно рассчитавшись по три. Первый номер становится лицом ко второму, тре­тий становится сзади второго. Второй номер из упора,
приседая, выполняет кувырок вперед и встает с поворо­том кругом. Первый перепрыгивает через второго, при­земляясь, выполняет кувырок вперед и встает с поворотом. Третий выполняет прыжок через первого. Так вы­полняются 10 кувырков с прыжками.

Выигрывает та из команд, которая выполнит 10 ку­вырков с прыжками ноги врозь быстрее (по времени).

7. Играющие становятся в круг. Тренер назначает центрального, который вращает веревку с привязанным к концу грузом (мешочком, наполненным песком). Стоя­щие в кругу должны перепрыгивать через приблизившуюся веревку. Тот. кто задел груз, становится в круг и продолжает водить.

Игру можно усложнить, изменяя высоту вращения веревки, выполняя прыжки на одной ноге или прыжки с поворотом кругом.