Развитие физических качеств в волейболе
При воздействии на одно из качеств оказывается влияние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят, прежде всего, от особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности занимающихся.
На организм начинающих заниматься волейболом наиболее разносторонне воздействуют упражнения скоростно-силового характера. Упражнения на силу и особенно на выносливость оказывают менее широкое воздействие.
Следует, однако, учитывать, что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому воспитывать физические качества необходимо так, чтобы они были гармонично развиты в необходимом соотношении, зависящем от особенностей избранной деятельности
На занятиях специальной физической подготовкой одновременно с развитием физических качеств совершенствуются приемы в нападении и защите.
Как известно, нападение, являющееся ключом к победе, состоит из введения мяча в игру, передач и нападающих ударов. Оно тем эффективнее, чем большим разнообразием приемов владеют игроки. Например, волейболисты должны владеть несколькими подачами: прямой, боковой, снизу. Сочетание подач, разнообразных по характеру и силе, затрудняет игру противника. Но для овладения техникой этих подач необходима хорошая подвижность в плечевом суставе, а также достаточная сила плечевого пояса. То же самое можно сказать о передачах и нападающих ударах. Чтобы овладеть всеми приемами нападения, помимо гибкости, силы, прыгучести, необходимы хорошая координация, умение ориентироваться в пространстве и другие качества, которые развиваются с помощью упражнений, связанных не только с поступательным, но и вращательным движением вокруг различных осей.
В защите важнейшее значение имеет выбор места на площадке. При низких и скоростных передачах необходимы быстрая реакция, умение мгновенно оценивать обстановку, принимать мяч с падениями и кувырками, быстро перемещаться по площадке, не теряя мяча из поля зрения. В усвоении техники этих приемов важную роль могут сыграть акробатические упражнения.
Таким образом, на занятиях специальной физической подготовкой решаются весьма разнообразные задачи: развиваются физические качества, совершенствуются сложные двигательные навыки и игровые приемы.
Физическая подготовка высокорослых волейболистов
В работе с высокорослыми волейболистами следует учитывать некоторое отставание в двигательном развитии у определенной части подростков этой категории. Большое место в их подготовке должны занимать упражнения для развития быстроты перемещения, прыгучести, скоростно-силовых качеств, ловкости. Это имеет важное значение для правильного овладения рациональной техникой игры и успешного обучения тактике игры .
В последнее время высокорослым волейболистам в команде все чаще поручают функцию связующего игрока. Это предъявляет большие требования к их физической подготовленности.
Физическая подготовка с учетом игровых функции
Содержание физической подготовки, как общей, так и специальной, определяется функциями связующего и нападающего в игре.
Связующие. В физической подготовке связующих преобладают подготовительные упражнения трех видов:
способствующие более быстрому и качественному овладению навыком передачи мяча сверху двумя руками;
совершенствующие навыки быстрого перемещения, остановки и изменения направления;
развивающие быстроту ответных действий, быстроту ориентировки и т. д. Наряду с такими упражнениями необходимо включать в занятия комбинированные упражнения (перемещения в сочетании с ловлей и бросками набивного мяча, в ответ на сигналы и т. п.). Упражнения выполняют ндивидуально, в группах (в парах, тройках, два и больше партнеров «работают» на одного и т. п.).
Нападающие. Для нападающих, конечно, подбирают подготовительные упражнения, связанные с нападающими ударами и блокированием. Это упражнения для развития прыгучести, прыжковой выносливости, скорости одиночного движения, быстроты реакции на движущийся объект, укрепления «узлов», подвергающихся наибольшей нагрузке (голеностопные суставы и т. д.).
На основе типовых упражнений можно разработать много других. Важно, чтобы в тренировке волейболистов они применялись систематически.
Игры и эстафеты, способствующие развитию быстроты и ловкости
1. Игроки делятся на две равные команды и по сигналу тренера начинают эстафетный бег с обеганием препятствий (стоек, набивных мячей и т. д.). После обегания препятствия каждый участник эстафеты обязан по вернуться кругом и сделать бросок для приема мяча, заканчивающийся кувырком.
Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и правильнее выполнившая задания.
2. Участники эстафеты делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны перед акробатическими дорожками (или на траве). По сигналу тренера они с разбега в темпе выполняют подряд четыре броска, имитируя прием мяча с кувырками через правое и левое плечо, далее делают рывок на 10—15 м и прыжками на обеих ногах возвращаются к колонне. Как только возвратившийся игрок перебежит черту, эстафету начинает следующий игрок.
Побеждает та команда, которая быстрее и технически правильнее закончит эстафету.
3. Эстафета с жонглированием. Игроки делятся на две равные команды. По сигналу тренера игрок, стоящий во главе колонны, устремляется вперед, жонглируя волейбольным мячом ударами обеих рук, как при приеме
мяча снизу. Обежав стойку или любое другое препятствие, на обратном пути игрок продолжает жонглировать мячом способом приема мяча сверху.
Побеждает команда, игроки которой пройдут дистанцию эстафеты быстрее и технически правильнее.
4. На волейбольной площадке две равные команды. Игроки одной команды поочередно в прыжке бросают теннисные мячи, стараясь попасть на свободное место. Вторая команда стремится поймать брошенный мяч. После 10—15 бросков команды меняются местами.
Выигрывает та команда, которая поймает больше мячей.
5. Участники делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на боковых линиях волейбольной площадки. По сигналу тренера игрок крайний справа бросает мяч или выполняет нападающий удар по направлению к игроку, стоящему на противоположной стороне площадки. Тот игрок обязан отбить мяч на противоположную сторону. Его ловит следующий и бросает
или бьет игроку, стоящему напротив. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до крайнего игрока, который должен поймать мяч. После этого команды меняются ролями.
Выигрывает команда, которая отобьет больше мячей.
6. Игра «Петухи». Участники разделяются на несколько команд по 3 человека, предварительно рассчитавшись по три. Первый номер становится лицом ко второму, третий становится сзади второго. Второй номер из упора,
приседая, выполняет кувырок вперед и встает с поворотом кругом. Первый перепрыгивает через второго, приземляясь, выполняет кувырок вперед и встает с поворотом. Третий выполняет прыжок через первого. Так выполняются 10 кувырков с прыжками.
Выигрывает та из команд, которая выполнит 10 кувырков с прыжками ноги врозь быстрее (по времени).
7. Играющие становятся в круг. Тренер назначает центрального, который вращает веревку с привязанным к концу грузом (мешочком, наполненным песком). Стоящие в кругу должны перепрыгивать через приблизившуюся веревку. Тот. кто задел груз, становится в круг и продолжает водить.
Игру можно усложнить, изменяя высоту вращения веревки, выполняя прыжки на одной ноге или прыжки с поворотом кругом.