Тема :Одаренность детей в современной школе.
Психологический настрой. Мотивация педагогов
Предлагается участникам ответить на вопрос:
«Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?»
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
вопрос Работа в группах.
«Точка зрения»
Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. В современной литературе появляется всё больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей в работе с одарёнными талантливыми детьми.
Для составления эффективной программы работы с одаренными детьми, необходимо учитывать точки зрения всех участников образовательного процесса.
Предлагаю вам посмотреть на проблему работы с одаренными детьми с разных сторон, побыть в роли:
группа1: Администрация школы
группа 2: Учителя
группа 3: Родители
группа 4: Ребенок ( Дети)
группа 5:Психологи
Обсудите и выскажите, что бы вы хотели, чтобы было в программе по работе с одаренными детьми.
В ходе коллективного обсуждения намечаются проблемы например:
Эпизодичность, не системность работы:
отсутствие у учителей грамотных, продуманных, долгосрочных программ работы с одарёнными детьми,
отсутствие (фрагментарность) индивидуальной работы с учащимися,
отсутствие (фрагментарность) преемственности между образовательными звеньями,
отсутствие (фрагментарность) методической работы по данному направлению,
и т.д.
Пути решения проблем:
привлечение большего количества учащихся в работе ШНОУ, расширение участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах, обучение в заочных школах, разработка индивидуальных маршрутов развития учащихся и долгосрочных программ по работе с одаренными детьми.
«Помогут ли нам полученные в ходе работы групп продукты в решении обозначенных проблем?», «Все ли пути решения мы рассмотрели?»
3.Формы и методы работы с одаренными детьми.
Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в ходе образования
Обучение талантливых детей происходило через углубление и расширение заданий. Одарённые дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации: одарённые дети обладают хорошей памятью, "впитывают" огромный поток информации. Обнаруживают необычную для своего возраста способность надолго концентрировать внимание, полностью погружаясь в задачу, и упорство в достижении цели в интересующих их видах деятельности.
Одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им достаточно чётко излагать свои мысли. Для обозначения понятий и воображаемых событий могут придумывать свои слова. Таких детей надо стимулировать и поощрять не только за достижение результата, но и за участие, попытку.
Для оптимального развития одаренных учащихся мною разработана программа по работе с одаренными детьми, проводятся индивидуальные и групповые занятия во внеурочное время.
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную
Для работы на уроке с такими детьми, я использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета),
На своих уроках я использую:
разноуровневые задания,
индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
Мною разработаны разноуровненвые тесты по страноведению, грамматике.
Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков .
одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Уже привычными стали следующие мероприятия:
проведение предметной недели иностранного языка
проведение олимпиад по иностранным языкам;
выполнение научных исследовательских проектов на английском языке.
Форм и методов работы много и почти каждый из них можно подстроить или переделать для работы с одаренными учащимися. Вам предлагаются различные приемы работы на уроке, задача каждой группы предложить как данный им прием можно использовать при работе с одаренными детьми.
1 Конверт-вопрос
Напишите 2-3 вопроса, (в соответствии с целями обучения) на конвертах. Подготовьте несколько конвертов для того, чтобы у каждого ученика был свой. Дайте две минуты на каждый: ученик пишет имя и ответ на стикере;
по истечении двух минут конверт передается до тех пор пока все не ответили на эти 2-3 вопроса. Соберите стикеры и прочитайте некоторые ответы вслух (анонимно); класс рассуждает о том, насколько точным является тот или иной ответ.
2Ромб 9
Участникам дается список пунктов для обсуждения и выявления наиболее важных из них. Каждый пункт необходимо разместить на большой ромбовидной сетке. Наиболее важный пункт обычно помещают в верхней части ромба, менее важный – в нижнюю часть. Пункты, расположенные в каждом ряду, одинаково важны. Некоторые группы предпочитают помещать самую важную
карточку в центр (подходят оба варианта, так как важным элементом задания является процесс обсуждения в группе). Форма ромба позволяет группе охватить ряд приоритетов и перспектив.
3 Тематический Теннис
Учащиеся делятся на группы по 3 человека: 2 игрока и судья. Когда учитель называет тему, двое из учащихся по очереди называют слова, относящиеся к заданной теме до тех пор пока один не остановится. Третий участник группы записывает слова и ведет счет
4 Коробка с вопросами
В кабинете должна быть коробка, где ученики могут оставлять свои вопросы по окончанию урока. Эти вопросы разбираются в начале следующего урока
5 Бельевая веревка
Расстаьте слова по порядку.