
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»
Суджанского района Курской области
ОСОБЕННОСТИ
работы учителя – логопеда
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Выступление на педсовете 29.12.2016 г.
г. Суджа 2016 г.
Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни.
Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий "для получения без дискриминации качественного образования...
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Ограничение возможностей здоровья: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Особые образовательные потребности (нужды): это потребности детей, которые по той или иной причине затрудняются получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, детей, испытывающих постоянные или временные трудности для получения образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.
Инклюзивное образование: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.
Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).
Для сопровождения ребенка с ОВЗ учитель - логопед ставит перед собой определенную цель и задачи.
Цель: исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
Задачи:
коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).
Этапы работы учителя-логопеда
этап — диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ. Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
Процесс диагностирования нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Важны улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда на предмете и т.д. К данным анамнеза, надо относиться в определенной мере скептически, так как большинство родителей не всегда могут адекватно ответить на вопросы о раннем моторном развитии собственных детей. Главная задача, как специалиста, проводящего обследование – правильное определение первичного нарушения, то есть, избежание диагностических ошибок.
На данный момент в школе есть дети, имеющие следующие диагнозы: умственная отсталость или интеллектуальные нарушения, детский аутизм, ДЦП.
- Умственная отсталость – это группа чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам, нарушающих адекватное возрасту функционирование индивида в обществе, познавательных способностей и социального поведения. Дети с умственной отсталостью, в младшем школьном возрасте, плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонации и отдельные опорные слова, связанные, большей частью, с их непосредственными потребностями. Самостоятельная речь проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают определенный смысл. Эти дети не способны к диалогической речи. Устные инструкции взрослого, состоящие из нескольких, следующих друг за другом заданий, воспринимаются с большим трудом. Для развития мышления и речи у детей данной категории, полезно использовать наборы последовательных картинок, каждая из которых является иллюстрацией к части сюжетного рассказа, а также различные схемы. Такие задания развивают логическое мышление, расширяют словарный запас, формируют грамматический строй и связную речь.
- Аутизм – это состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира, контактам с окружающими.
Речь и поведение аутичного ребенка характеризуется следующими особенностями: одновременно употребляет «лепетные» слова и сложноорганизованные, правильные по языковой структуре высказывания; не реагирует на обращенную речь; отсутствуют эмоции; присутствуют стереотипии и в движениях и в речи; нет стремления к контакту.
Детский церебральный паралич (ДЦП) является сборным термином для группы заболеваний, которые проявляются в первую очередь нарушениями движений, равновесия и положения тела. Причиной ДЦП является нарушение развития мозга или повреждение одной или нескольких его частей, которые контролируют мышечный тонус и моторную активность (движения). Первые проявления поражения нервной системы могут быть очевидными уже после рождения, а признаки формирования ДЦП могут проявляться еще в грудном возрасте. Дети с церебральными параличами преимущественно отстают в своем моторном развитии и позже достигают таких вех моторного развития как переворачивание, сидение, ползание и хода.
Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.
этап — составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка;
Основные направления работы по развитию речи школьников:
развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;
воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);
развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, не - обходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;
формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,
обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
этап — обязательное участие учителя-логопеда в психолого-медико - педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;
этап — организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;
V. этап — мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;
VI. этап — индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебновоспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома.
Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической работы с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата (ДЦП), минимальными дизартрическими расстройствами.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.
Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий.
- Работа над речевой системой в целом.
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
- Длительное закрепление направленных речевых навыков.
- Частый повтор упражнений с элементами новизны.
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
- Конкретность и доступность заданий.
- Умеренный темп работы.
-Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.
В заключении, хочу сказать, что работа с детьми-инвалидами – это очень ответственный и кропотливый труд со многими особенностями.
Нас трое: ты, я и болезнь
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.
Гиппократ.