СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности речевого развития умственно отсталых обучающихся Направления в работе над речью»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности речевого развития умственно отсталых обучающихся. Направления в работе над речью

Просмотр содержимого документа
««Особенности речевого развития умственно отсталых обучающихся Направления в работе над речью»»

4



Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

г. Новотроицк



















«Особенности речевого развития умственно отсталых обучающихся

Направления в работе над речью»
















Исполнитель: учитель-логопед

Фатеева Н.С.






Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ( слух, зрение, обоняние, осязание) были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализатора.

Большое значение также имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов ( внимания, памяти, воображения, мышления).

У детей с у./о. становление речи осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Ребенок позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Многие у./о. дети произносят первые слова в 2-3 года или даже к 5 годам. В речи они пользуются преимущественно именами существительными и глаголами. Фонетический строй речи почти у всех детей к началу их обучения оказывается далеко не полностью сформированным .

Вопросами изучения и развития речи у./о. школьников занимались Г.М.Дульнев, М.Ф.Гнездилов, занимаются В.Г.Петрова, С.Н.Комская, С.Н.Лалаева и др.

Охарактеризуем основные особенности речи у./о. школьников:

  1. звукопроизносительные навыки нарушены;

  2. бедность словаря, ограниченность его;

  3. недоразвитие грамматического строя речи , вплоть до грубых нарушений или несформированности.

  4. грубое нарушение связной речи или ее несформированность.

Отмечается непоследовательность речи, ее ситуационная зависимость.

Причины нарушения речи заключаются:

  1. в слабости замыкательной функции коры головного мозга, в медленной выработке условных, дифференцированных связей: ребенок долго не узнает звуков речи, не различает их, не усваивает значения слов (чайник – чай; бокал , чашка –стакан)

  2. слабое развитие фонематического слуха, затрудняющий звуковой анализ слов. Ученик плохо различает окончания в словах, что препятствует усвоению грамматических связей в предложении.

  3. замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к задержке развития связной речи.

  4. наблюдается резкая инертность возникших словесных стереотипов (речевые штампы, невыразительность).

У детей с у./о. встречаются все формы расстройства речи, но преобладающим является семантический дефект. Нарушения речи характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняются и в старших классах.

Программа специальной (коррекционной) школы 8 вида предусматривает развитие речи на всех уроках и во вне урочное время:

-формирование правильной артикуляции, темпа, ритма, силы голоса;

-формирование слухового восприятия, зрительной и пространственной ориентировки, направленной на подготовку к осознанию образа буквы;

-развитие , актуализация словаря, связной речи.

Поэтому, одной из основных частей проблемы подготовки учащихся к жизни является формирование речевой культуры учащихся. Речь непосредственно участвует во многих психических актах, она придает осмысленный характер процессам памяти, организует восприятие, облегчает восприятие, узнавание предметов, их различие.

Большую роль играет речь в формировании волевых процессов, эмоциональных переживаний.

Комплексная работа над речью проводится по следующим этапам:

-работа над артикуляцией, дикцией и т.п.

-над дыханием

-над обогащением словаря, актуализацией его.

Работа над дикцией проводится на материале слого-словах, чистоговорок в разных темпах (замедленное, утрированное), по силе голоса (шепотом, громко). Большое значение придается развитию фонематических процессов.

Добиваясь полных ответов, обращая внимание на связь слов в предложении мы подготавливаем почву для развития сложной формы – монологической речи. Важная сторона речевого развития – умение рассказать о своей деятельности формируется постепенно, в процессе целенаправленной работы.

Для упорядочения и активизации речевого отчета о деятельности в старших классах применяются различные приемы: побуждение к рассказу о проделанной работе, анализ образца и его сопоставление с изготовленным изделием.

В процессе обучения разговорной речи широко используются настольные игры, подвижные, спортивные. Организация проведение обсуждение результатов игры – возможность для введения в речь нового и закрепление уже известного речевого материала. , На уроках рисования, ручного труда, пения и физкультуры необходимо уделять внимание целенаправленной работе над речью ( планирование деятельности, отчет о проделанной работе, словарная работа. На уроках труда цель учителя не только научить какой-либо деятельности, но и развивать речь.

При проведении беседы, рассказыванию по картинке, тематическом собеседовании необходима правильная постановка вопроса. Вопрос должен быть началом ответа: в слове сколько слогов? ( а на Сколько слогов в слове). Много возможностей в работе над речью у воспитателя. Обращать внимание на то, что речь должна быть без выкриков, внятной, спокойной. Проводится работа на укрепление речевой моторики, над голосом и т.д.

Все, кто работает с учащимися, должны знать особенности речевого развития ребенка и предъявлять единые педагогические требования. А это значит, что педагог должен знать особенности психического развития, эмоциональный сферы, волевой и личностных качеств ученика.

Учителю необходимо учитывать важность овладения техникой речевого общения с аномальным ребенком. Необходима постоянная работа учителя над выработкой оптимального темпа, ритма, грамотности, интонации речи с учетом того, что слово учителя является не только средством информации, но и способом побуждения детей к деятельности.

При значительных временных затратах, достаточном внимании, уделяемом ребенку, наличие индивидуального подхода к нему можно рассчитывать на положительные результаты в обучении и воспитании у./о. ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!