Осуществление контроля за состоянием преподавания учебных предметов
ЗДУВР Ларкина Л.В.
МБОУ “Исадская СОШ”
Понятие «внутришкольный контроль» не является «старым названием» ВСОКО (внутренней системы оценки качества образования) или внутреннего мониторинга качества образования. Различие в целях, субьектах и объектах, технологиях, нормативном обеспечении, уровнях представления и последствиях делают актуальными и чрезвычайно востребованными обе системы.
Внутришкольный контроль – более широкий процесс школьной жизни, охватывающий такие сферы функционирования ОО, которые ВСОКО (внутренней системы оценки качества образования) недоступны в силу ее более тонкой настройки на глубокую фиксацию достижений (или недостижений) требований, уровней, определенных ФГОС. Во внутренней оценке качества образования очень много «внешнего»!
В локальных актах общеобразовательных организаций, в планах, циклограммах смешались три похожих понятия, на самом деле имеющих право на самостоятельное существование: внутренний контроль, внутренняя оценка качества образования, мониторинг образовательного процесса.
Система ВШК является частью образовательной программы общеобразовательной организации, плана работы школы.
Наличие локального акта о ВШК желательно, но обязательность его не регламентируется действующим федеральным законодательством.
Основным объектом инспектирования является деятельность педагогических работников, а предметом — соответствие результатов педагогической деятельности законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, включая приказы, распоряжения по образовательному учреждению, решения педагогических советов.
Необходимая часть ВШК — это контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе внутренних проверок предыдущего года, а также в ходе контрольно-надзорных мероприятий органов исполнительной власти, например при наличии предписания об устранении нарушений.
Формы и виды ВШК многообразны, охватывают все стороны деятельности школы:
♦ тематический, фронтальный, персональный контроль;
♦ классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий контроль;
♦ предварительный, входной, промежуточный, итоговый контроль.
В локальном акте школы «Порядок текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации учащихся» прописаны формы контроля учебных достижений учащихся. Для осуществления текущего контроля успеваемости учителями используются контрольно-измерительные материалы, предусмотренные соответствующими рабочими программами. Еще ряд локальных актов и должностные обязанности зам. директора регламентируют деятельность по ВШК.
Способы реализации внутришкольного контроля:
♦ ВШК осуществляется в виде плановых проверок в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.
♦ ВШК осуществляется в виде оперативных проверок в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
♦ ВШК осуществляется в виде мониторинга, он предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д.).
Результаты внутришкольного контроля:
♦ оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах ВШК или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу;
♦ доводятся до работников на совещаниях, педсоветах.
При осуществлении внутришкольного контроля администрация школы:
- знакомится с документацией в соответствии с функциональными обязанностями: рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, планами воспитательной работы, аналитическими материалами;
- изучает практическую деятельность педагогических работников через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий в системе дополнительного образования, кружков, секций;
- проводит мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации;
- организует социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование.
Приведу примеры планирования ВШК, документов по оценке деятельности педагогов, инструментов оценочных процедур ВШК которые помогут руководителям оценить собственные планы контроля и определить приоритетные для школы направления ВШК, содержание каждого направления контроля, виды, формы и методы ВШК, последовательности проведения ВШК.
Система внутришкольного контроля школы
Цель внутришкольного контроля: совершенствование учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся, реализация их образовательного потенциала, учитывая индивидуальные особенности, интересы, образовательные возможности, состояние здоровья каждого ученика.
Задачи внутришкольного контроля:
осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося;
диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса;
совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.
Формы внутришкольного контроля:
Проверка электронных журналов
Проверка журналов ВД, факультативных журналов
Проверка рабочих тетрадей
Проверка контрольных тетрадей
Проверка дневников учащихся
Проверка рабочих программ и календарно-тематического планирования
Посещение уроков, внеурочных, факультативных занятий
Контроль ЗУН
Предлагаем вам часто используемую учреждениями форму планирования ВШК на учебный год.
При использовании этой формы можно добавить еще один столбик справа: «Сроки составления отчетов, проведения совещаний, педсоветов» с указанием конкретных дат. Надо отметить, что есть проблема в том, что план перегружен, что влечет за собой его неполное выполнение.
Далее представляю подборку материалов для осуществления ВШК:
«Система ВШК» (из Плана работы школы)
«Анализ урока по ФГОС»
«Виды контроля»
«Лист контроля. Документация учителя»
«Рабочие программы»
«Самоанализ урока»
«Урок ФГОС ООО»
«Циклограмма завуча ежедневная»
«Электронный анализ урока»
По итогам контроля составляются различные аналитические справки.
Существует электронная Справочная система «Завуч: обучение и воспитание», где предлагаются образцы справок по разделам: результаты учеников, стартовая диагностика, работа с учениками, анализ урока и итогов четверти, ВШК, ВПР, ГИА, Программы, Журнал, Санпин, Мониторинг УУД. Широкие возможности у сисемы «ЭлЖур» для современной работы завуча в том числе по контролю. Доступ в системы бывает бесплатный на несколько дней, дальше платный по подписке.
В ВШК есть задачи и процедуры, которые во внутренней системе оценки качества образования невозможны. Контроль полноты выполнения программ, заполнения журналов и ведения школьной документации, создания и корректировки рабочих программ, повышения квалификации специалистов и многого другого должен быть независим от достижений школой высокого уровня качества образования. Это база, без которой говорить о качестве бессмысленно.
Базовые школьные процессы не стоит относить к разделу «качество условий», т. к. оценивать здесь нечего — надо жестко контролировать в соответствии с нормативными и локальными актами. Считаю, что контроль первичен, оценка чрезвычайно важна, но все же вторична.
Во ВСОКО есть вопросы, которые невозможно контролировать, только оценивать! Например:
инновационная деятельность
взаимодействие с социальными партнерами школы
достижения учащихся «сверх» стандарта (олимпиады, конкурсы).
Внешняя оценка школы в различных ее вариантах.
Конечно же ВШК в начальном и основном общем образовании обязателен! Но доказать эффективность реализации стандарта, выполнения государственного задания в полном объеме возможно только через созданную и функционирующую систему внутренней оценки качества образования (ВСОКО). Во ВСОКО собственные технологии сбора информации.
Есть необходимость совмещения результатов использования ВСОКО для принятия управленческих решений по кадровым вопросам (сфера ВШК) и использование при ВШК показателей и критериев ВСОКО — работа комиссий по оценке качества педагогического труда, решающих ряд принципиальных вопросов (аттестация педкадров, определение стимулирующих надбавок «за качество образования» в системе эффективного контракта и др.).
Что проверяется при контрольно-надзорных процедурах в общеобразовательных организациях — система внутришкольного (административного) контроля или внутренняя система оценки качества образования?
В запросах документов для проверок и в планах-заданиях для экспертов используется термин «Создание и функционирование внутренней системы оценки качества образования». Отсутствие ВСОКО может стать поводом для констатации нарушения требований пункта 13 части 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо обратить внимание на то, что в Законе «Об образовании», действовавшем до сентября 2013 г., использовался термин «функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»
Требования по организации ВСОКО содержатся во ФГОСах. Экспертиза результатов образовательной деятельности без самоанализа организации невозможна, поэтому в обязательном порядке рассматривается представление результатов ВСОКО потребителям — на официальном сайте, в публичном докладе руководителя.
Внутришкольный контроль не рассматривается как предмет проверки. Планы и процессы ВШК являются внутренним делом образовательной организации и федеральными документами не регламентированы. Но все результаты ВШК представляются школой как подтверждение выполнения требований нормативных документов в сфере образования, в зависимости от тематики проверки.
Предлагаю вам вопросы для обсуждения:
- Как вы оцениваете построение рейтингов педагогов, выстраиваемых руководителями по результатам ВШК и ВСОКО (есть великолепные примеры использования при этом четких критериев, распределения надбавок в зависимости от позиции в рейтинге)?
- Какие вопросы следует безоговорочно отнести к процедурам внутришкольного контроля?