СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют  изображение  и слово, они помогают детям проникнуться  необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

Просмотр содержимого документа
««Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»»

План - конспект открытого урока

по специальности «фортепиано» с учеником 1-го года обучения



Выполнила: Гуменюк Ольга Васильевна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУ ДО ДШИ №1 им.Г.В.Свиридова


Тема урока:

«Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие:

- развитие слуха,

- координация движений,

-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке,

- воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование: фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности», компьютер, Рисунки, картинки, нотные пособия.

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

- рациональная организация урока

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

- работа над гаммой

Репертуарный план урока:

1. Гамма До мажор

2. К.Черни-Гермер Этюды № 15 и №16

3. И.Беркович Концерт для фортепиано с оркестром До мажор II часть ля минор

4. И.С.Бах Маленькая прелюдия До мажор


План урока:

1.Организационный момент

2. Упражнения, направленные на развитие и свободу подкладывания первого пальца.

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии и ИКТ (игра по карточкам, показ таблицы выразительных средств в музыке на компьютере)

5. Работа над репертуаром с акцентированием на средства музыкальной выразительности

6. Итог урока

7. Домашнее задание


Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока. Посадка за инструментом

2. Упражнения на подкладывание первого пальца

Отработка отдельно каждой рукой.


3. Работа с музыкальным материалом.

К.Черни-Гермер Этюд №15

- Подтолкнуть ученика на размышление почему Этюд звучит не интересно.

4.Закрепление уже известных «Средств музыкальной выразительности»

- На мониторе компьютера – таблица Средства музыкальной выразительности

- Игра с карточками

- Выяснить какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в Этюде №15

К.Черни-Гермер Этюд №16 – проверка выполнения домашнего задания, исправление ошибок и неточностей

5. И.Беркович Концерт для фортепиано с оркестром №2 До мажор II часть ля минор

- Прослушивание концерта в исполнении солиста и симфонического оркестра с использованием компьютера

- Следить вместе с учеником по нотам.

- Поговорить о средствах выразительности в данном произведении.

- Работа над первой цифрой: отрабатывание штриха легато; ритмической устойчивостью; активностью пальцев.

- Работа над второй цифрой: разучивание аккордов отдельно каждой рукой, добиться осознанного отношения к каждому аккорду.

И.С.Бах Маленькая прелюдия До мажор.

- Проверка домашнего задания ( знание текста наизусть).

- Поработать над ритмически-трудным эпизодом. Повторить, что такое ритм и как добиться устойчивого ритма.

- Выяснить какие средства музыкальной выразительности используются в этом произведении.

- Попытаться использовать средства музыкальной выразительности при личном исполнении ученика.


5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

Узнать у ученика, понравился ли ему урок ? Что нового и полезного узнал ученик на уроке? Какие средства музыкальной выразительности он сможет использовать, работая над изучаемыми произведениями? Над чем (конкретно по каждому произведению)ему нужно еще поработать, выполняя домашнее задание?

6. Домашнее задание: 

- Упражнение на подкладывание 1 пальца отдельно каждой рукой.

- Гамма До мажор: отдельно каждой рукой в 2 октавы; двумя руками в 2 октавы; расходящаяся гамма от одного звука, подготовительное упражнение к игре арпеджио и аккордов отдельно каждой рукой; хроматическая гамма в две октавы двумя руками

- К.Черни-Гермер Этюд №15 –учить, используя средства музыкальной выразительности (Штрихи, динамику, темп).

-К.Черни-Гермер Этюд №16 – уверенно выучить текст, поработать над устойчивостью ритма, используя счет.

- И.Беркович Концерт для фортепиано с оркестром II часть: грамотно учить текст 2, 3, 4 цифр (аппликатура, ритм, осознанное отношение к аккордам), особое внимание уделить локтям – не прижимать.

- И.С.Бах Маленькая прелюдия До мажор.

Добиться торжественного исполнения, применяя средства музыкальной выразительности (темп, штрихи, динамику, ритм)


Используемая литература:

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!