Автор: музыкальный руководитель
Иванова Олеся Алексеевна
МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»
г. Новочебоксарск.
Цель: От лютни до гитары
- Гитара- один из самых популярных и распространенных инструментов в мире. Древние люди натягивает на лук две ил три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полный резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
- Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» - струна.
- Гитара- один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой- медиатором. Звук от этого становиться более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре- это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Облик гитары В 19 в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает обьемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В 19 в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает обьемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.
Гитары с семью струнами называются русской (иногда цыганской). Для них это самый любимый инструмент. В 19 веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах. Сейчас она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.
Разновидность гитары
- Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
- В 30-е годы 20 века., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
- Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители:
- Испанцы- Фернандо Сор и Дионисио Агуадо;
- Итальянцы- Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.
- Гитара- доступный музыкальный инструмен. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого- простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
Интересные факты о гитаре.
Орфей первый музыкант на земле, как считали древние греки, играл на Кифаре. Вот откуда имя Гитара произошло.
Загадка
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале(гитара)
История происхождения лютни
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии.
В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру .
История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн.
Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
Лютня в эпоху Возрождения,Барроко.
- К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.
Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.
Самые выдающиеся композиторы, сочинявшие для лютни в разные эпохи:
Композиторы эпохи ренессанса:
Италия: ВинченцоКапирола, Франческо Канова да Милано; Центральная Европа: БалинтБакфарк, Диомед Като, ВойцехДлугарай, КшиштофКлабон, Мельхиор Нейзидлер, ЯкубПолак; Англия: Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;
Композиторы эпохи барокко:
Италия: АлессандроПиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер; Франция: Робер де Визе, Дени Готье; Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, БернгардЙоахимХаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;
Современные композиторы:
Иоганн Непомук Давид (Германия), Владимир Вавилов (Россия), ШандорКаллош (Венгрия и Россия), ШтефанЛундгрен (Германия и Швеция), ТоёхикоСато (Япония и Голландия), РоннМакФарлен (США), Пауло Гальвао (Португалия), Роб МакКиллоп (Шотландия), Йозеф ванВиссемс (Голландия), Александр Данилевский (Франция и Россия), Роман Туровский-Савчук (США и Украина), Максим Звонарёв (Украина).