СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От лютни до гитары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха. Само слово "скоморох" происходит от арабского "maskhora"- смех, насмешка.

Просмотр содержимого документа
«От лютни до гитары»

Автор: музыкальный руководитель Иванова Олеся Алексеевна МБДОУ Детский сад №10 «Сказка» г. Новочебоксарск.

Автор: музыкальный руководитель

Иванова Олеся Алексеевна

МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»

г. Новочебоксарск.

 Цель: От лютни до гитары

Цель: От лютни до гитары

Гитара- один из самых популярных и распространенных инструментов в мире. Древние люди натягивает на лук две ил три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полный резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.  Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» - струна. Гитара- один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой- медиатором. Звук от этого становиться более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре- это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
  • Гитара- один из самых популярных и распространенных инструментов в мире. Древние люди натягивает на лук две ил три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полный резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
  • Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» - струна.
  • Гитара- один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой- медиатором. Звук от этого становиться более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре- это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
  Облик гитары  В 19 в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает обьемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В 19 в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает обьемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.

Облик гитары В 19 в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает обьемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В 19 в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает обьемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.

  Гитары с семью струнами называются русской (иногда цыганской).  Для них это самый любимый инструмент.  В 19 веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах.  Сейчас она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.

Гитары с семью струнами называются русской (иногда цыганской). Для них это самый любимый инструмент. В 19 веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах. Сейчас она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.

Разновидность гитары

Разновидность гитары

Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука. В 30-е годы 20 века., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары. Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: Испанцы- Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; Итальянцы- Маттео Каркасси и Мауро Джулиани. Гитара- доступный музыкальный инструмен. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого- простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
  • Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
  • В 30-е годы 20 века., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
  • Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители:
  • Испанцы- Фернандо Сор и Дионисио Агуадо;
  • Итальянцы- Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.
  • Гитара- доступный музыкальный инструмен. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого- простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.
Интересные факты о гитаре. Орфей первый музыкант на земле, как считали древние греки, играл на Кифаре. Вот откуда имя Гитара произошло. Загадка Этот струнный инструмент Зазвенит в любой момент И на сцене в лучшем зале И в походе на привале(гитара)

Интересные факты о гитаре.

Орфей первый музыкант на земле, как считали древние греки, играл на Кифаре. Вот откуда имя Гитара произошло.

Загадка

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент

И на сцене в лучшем зале

И в походе на привале(гитара)

История происхождения лютни  Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии.  В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру .  История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

История происхождения лютни

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии.

В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру .

История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

 Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн.   Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн.

Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.

Лютня в эпоху Возрождения,Барроко. К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

Лютня в эпоху Возрождения,Барроко.

  • К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

Самые выдающиеся композиторы, сочинявшие для лютни в разные эпохи:

Композиторы эпохи ренессанса:

Италия: ВинченцоКапирола, Франческо Канова да Милано; Центральная Европа: БалинтБакфарк, Диомед Като, ВойцехДлугарай, КшиштофКлабон, Мельхиор Нейзидлер, ЯкубПолак; Англия: Джон Дауленд, Джон Джонсон, Филип Россетер, Томас Кампион;

Композиторы эпохи барокко:

Италия: АлессандроПиччинини, Антонио Вивальди, Иоганн Иероним Капсбергер; Франция: Робер де Визе, Дени Готье; Германия: Иоганн Себастьян Бах, Сильвиус Леопольд Вайсс, Вольф Якоб Лауффенштайнер, БернгардЙоахимХаген, Адам Фалькенхаген, Карл Кохаут;

Современные композиторы:

Иоганн Непомук Давид (Германия), Владимир Вавилов (Россия), ШандорКаллош (Венгрия и Россия), ШтефанЛундгрен (Германия и Швеция), ТоёхикоСато (Япония и Голландия), РоннМакФарлен (США), Пауло Гальвао (Португалия), Роб МакКиллоп (Шотландия), Йозеф ванВиссемс (Голландия), Александр Данилевский (Франция и Россия), Роман Туровский-Савчук (США и Украина), Максим Звонарёв (Украина).