Ход урока Михеева Елена Олеговна
2 мин. ● Приветствие.
5 мин. ● Вступительное слово.
Дети, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нам предстоит отправиться в музыкальное путешествие. Итак, закройте глазки и представьте, что вы оказались на поезде… А поможет нам наша известная песенка «Ничего на свете лучше нету…» Мы отправляемся на первую станцию. (Звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты»)
7 мин. ● Станция №1. Пётр Ильич Чайковский
Первая станция, на которую мы прибыли – это станция русского композитора (показать портрет)
Кто помнит: как его зовут? (Петр Ильич Чайковский)
Помним такого композитора? А может быть кто-нибудь скажет мне, для кого Чайковский писал музыку? (для детей)
♪ П. И. Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»; балет «Щелкунчик», «Вальс цветов».
Давайте с вами вспомним: мы знакомились с циклом фортепианных пьес Чайковского «Детский альбом». А почему он так называется? (написан для детей) П. И. Чайковский очень любил детей. Очень много музыки писал именно для детей. И цикл фортепианных пьес «Детский альбом» он посвятил своему племяннику Валентину Давыдову. Сейчас мы с вами послушаем его произведение из «Детского альбома», ваша задача внимательно слушать, а потом я у вас спрошу:
спит зимой»)
Третья наша станция называется «Театральная». Сейчас мы с вами повторим песенку «Почему медведь спит зимой». А я посмотрю, кто из вас лучше помнит её. Потом, те, кто лучше всех споют, будут сегодня актёрами и разыграют эту песенку.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост…
Подняла лисица крик;
Зашумел тёмный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
Может быть кто-нибудь из вас помнит как его зовут? (Иоганн Себастьян Бах)
♪ И. С. Бах «Шутка»
Сейчас мы послушаем произведение Иоганна Себастьяна Баха, которое называется «Шутка».
Вопрос: какой музыкальный инструмент исполнял данное произведение? (флейта)
А что это за инструмент? (духовой) По чему он так называется? (потомучто, чтобы извлечь звук в него нужно дуть)
Наш поезд отправляется на следующую станцию. (Вновь звучит первый ку
Кто мне скажет: как они называются? (низкий, средний, высокий)
Я вам покажу картинки с животными, а вы мне скажете в каком регистре вы бы их изобразили? (низкий – медведь, слон; средний – белочка, зайчик; высокий – мышка, птичка)
Сейчас я буду вам играть в каком-либо регистре, а вы будете отвечать в каком именз тростника. (дудочка)
Э
Струнный музыкальный инструмент, который является прародительницей гитары и звуки которого очень похожи на звуки гитары. (лютня)
Дз м/ф «Бременские музыканты»)
3 мин. ● Станция №6. Музыкальная азбука.
Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья…
(Кирилл и Мефодий). Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А, Б, В читались: аз, буки, веди, что означало «я буквы знаю».
А из чего же состоит музыкальная азбука? (из нот) Ноты изобрели в Италии.
Сколько нот в музыкальной азбуке? (семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
Наши нотки живут в домике из пяти линеечек – этажей. Некоторые нотки живут на линеечках, а некоторые живут между ними.
Как же называются эти пять линеечек – домик нот? (нотный стан)
А открывает этот домик ключ. Как его зовут? (скрипичный ключ)
Давайте разгадаем ребусы. Наши нотки спрятали слова.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Путешествие в музыкальный театр"»
Михеева -На прошлом уроке мы начали знакомство со спектаклями, которые можно увидеть в музыкальном театре, а точнее, мы знакомились с темой этих спектаклей, интересную вам, детям. Назовите эту тему. Сказка будет впереди.
- Итак, сегодня мы побываем в детском музыкальном театре и подробнее узнаем о таких спектаклях, как опера и балет.
А в своё небольшое путешествие мы возьмём с собой песню. Узнайте её.
Звучит «Песня – спор»
- Это «Песня- спор»
- Между кем идёт диалог в песне и о чём этот разговор .
- Идёт диалог между Витей и Машей о том, что есть на свете сказки или их не бывает.
- Вспомним эту песню и выразительно исполним по ролям.
На прошлом уроке мы с вами подошли к детскому музыкальному театру в Москве. Какая эмблема у этого театра? Синяя птица – символ счастья и детской мечты.
Чью песню мы с вами услышали, входя в театр? Колыбельную Мамы-Козы. Как мы догадались, что звучала именно колыбельная? Музыка была тихая, спокойная, нежная.
- Как вы думаете, кто в спектакле может исполнять эту тему? Почему?
- Звучит «Заключительный хор семерых козлят» из оперы «Волк и семеро козлят»
- Молодцы, а теперь, подумайте, спектакль «Волк и семеро козлят» необычен? Что там делают актёры?
Ответы на вопросы учителя:
-Актёры в спектакле поют.
- В этом спектакле поют все козлята, поёт Малыш, поёт мама-Коза, поёт даже Волк. А как же называется такой спектакль?
- Итак, что же такое опера?
- А сейчас, давайте всё-таки войдем в зрительный зал, где нам покажут ещё один спектакль. Перед тем, как откроется занавес, вспомните и покажите, как нужно слушать и вести себя во время спектакля.
- Подумайте, из какой сказки вы сейчас увидите фрагмент.
- Как вы догадались, что это из сказки «Золушка», ведь здесь ни одного слова не прозвучало?
- Расскажите о состоянии Золушки, о её настроении.
- Давайте посмотрим, а что же происходило на балу? Послушайте музыку, подумайте, что хочется делать под такую музыку? В каком характере звучит она, и покажите это движениями рук.
-Учащиеся слушают и показывают плавными движениями рук танцевальный характер музыки.
- Итак, что вам хотелось делать под такую музыку? Как называется такой плавный танец?
- Ответы на вопросы учителя:
- Под такую музыку хочется танцевать. Этот танец называется вальс.
- Подумайте, чем этот спектакль отличается от спектакля «Волк и семеро козлят»?
- Тем, что здесь актёры танцуют, а не поют.
- как называется такой спектакль, где все танцуют?
- Что же такое балет?
Балет – танец.
- А чем спектакли «Волк и семеро козлят» и «Золушка» похожи?
Ответы на вопросы учителя:
- Эти спектакли музыкальные.
- Эти спектакли на тему сказок.
- Итак, мы побывали в детском музыкальном театре, познакомились со спектаклями, которые там показывают.
ИТОГ –
1. Спектакль, в котором актёры только поют – это…?
2. Спектакль, в котором актёры только танцуют – это…?
3. Где можно увидеть музыкальные спектакли?