Просмотр содержимого документа
«От заданий к задачам»
Магистратура 1 группа, Санжиева Цыцык Санжиевна
От заданий к задачам
Я живу в многонациональной Республике Бурятия, где основное коренное население это буряты, как и во многих национальных регионах, у нас существует большая проблема сохранение языка и культуры родного края, чтобы как то привлечь молодежь к своей истории, можно придумать различные задачи на логику , креативность.
«Как считали время в старину»
Жители Тибета не пекут хлеб, издавна хлеб тибетцам заменяет «цзамба»: насыпают в деревянную чашку горсть муки из прожаренного ячменя, подливают чаю с маслом и солью, размешивают пальцами это крутое рассыпчатое тесто и едят его сырым. Зерно для цзамбы жарят, соблюдая время выполнения каждого этапа: сначала калят на огне глиняную миску с песком, затем снимают миску с огня, бросают в нее горсть ячменя, перемешивают, снова ставят на огонь, наконец, высыпают песок с зерном на сито.
Вопрос: как тибетские женщины, ведут при этом «счет времени»?
Ответ:
1. Ни одна женщина не станет жарить зерно на цзамбу без песни. Раньше пели все и молодые и старые, песня всегда была длинной с куплетами. Когда снять миску с огня, когда бросить в нее горсть ячменя, сколько времени перемешивать, когда высыпать песок с зерном на сито — все это подскажет песня. Куплеты ее — мудрый счет времени.
2. как известно раньше кочевники жили в юртах, соответственно отсчет времени велся по углу падения солнечного луча через дымник юрты.
3. Из скольки стенок бы ни состояла юрта, функцию солнечных часов выполняют 4 стенки. Каждая имеет 14 точек соединения с кровлей, итого 56. Плюс четыре перекладины идут от проема двери. Всего получается 60 точек. Число 60 носит для бурятов сакральный смысл. Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты. Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний - в час курицы.
час тигра (4.00) - время дойки;
час зайца (6.00) - время выгона скота на пастбище;
час дракона (8.00)- время кипятить молоко, начинать уборку;
час змеи (10.00) - время изготовления сыра, сушеных пенок;
час лошади (12.00) - время дойки овец;
час овцы (14.00) - время домашних и других дел;
час обезьяны (16.00) - время возвращения скота с пастбищ;
час курицы (18.00)-время вечерней дойки.
Это связано прежде с тем, что у кочевых народностей все дела были похожи один на другой и не отличались особой оригинальностью.