СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отче по самообразованию 2019 г.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель самообразования: продолжаю изучать и опытно-экспериментальным путем проверять влияние малых форм фольклора на развитие речи детей младшего школьного возраста. возраста.

Просмотр содержимого документа
«Отче по самообразованию 2019 г.»

ГКОУ РО Колушкинская-специальная школа-интернат















Отчет по самообразованию по теме:

Формирование умений в использовании произведений фольклора для младших школьников.















Подготовила:

Чёсова Л. С.





2019 г.

Цель самообразования: продолжаю изучать и опытно-экспериментальным путем проверять влияние малых форм фольклора на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Работаю над этой темой с 2017 года и буду продолжать работать по 2020 год.

Возраст: 2 класс от 7 до 9 лет.

    Я работаю над этой темой в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

Этот возраст от 7-9 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача моя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).


Месяц

Содержание работы на 2018-2019 учебный год

1.

Сентябрь

Выбор темы. Постановка целей и задач по данной теме.

2.

Октябрь

Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка». Разучивание и проговаривание потешек. Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей»

3.

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. А. Барто. Стихотворения (Мишка, Бычок, Зайка, Самолёт и др.)

4.

Декабрь

Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми». Дидактическая игра «Узнай потешку».

5.

Январь

Изучение статьи на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Чтение детям русских народных сказок. С. Маршак. Сказка о глупом мышонке. Сказка об умном мышонке. Детки в клетке. Усатый-полосатый. Ванька-встанька. Разноцветная книга.

6.

Февраль

Чтение детям русских народных сказок. (Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Репка, Волк и лиса, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди)

7.

Март

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Раскраски по русским народным сказкам.

8.

Апрель

Изучение статьи на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» М. Дружинина. Капризное утро - С добрым утром! и другие стихотворения.

9.

Май

Учить детей обыгрывать знакомые потешки.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Для развития речи детей младшего школьного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с колыбельными, считалками и потешками, русским народным сказкам, изучала статьи, дидактические игры. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.

  Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, легче прошли адаптационный период, некоторые дети стали лучше разговаривать. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу колыбельными, считалками и потешками, русским народным сказкам, изучала статьи, дидактические игры. я знакомлю детей с творчеством русского народа, что, в свою очередь, воспитывает и патриотические чувства ребенка.

    В работе по развитию речи детей младшего школьного возраста ведущее значение имеет формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

    В ходе самообразования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования художественных произведений для развития речи дошкольников.

Были практически использованы художественные произведения, сказки, пословиц, поговороки, потешки и других форм фольклора для развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни.

Проводились занятия с использованием художественных произведений для развития речи детей младшего школьного возраста, проводились дидактические игры и театрализованные игры как средство развития речи.

Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о эффективности проделанной мною работы по самообразованию.

Есть положительные результаты, можно назвать большое количество времени, отведенное на индивидуальные занятия, возможность контролировать выполнение предложенных рекомендаций в школе. Но, несмотря на данные недостатки, у детей выделены положительные тенденции. Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию средств фольклора, способствующих формированию речи у младших школьников, даст более четкие положительные результаты.
























Список литературы:

  1. Журналы «Дошкольное воспитание»

  2. Ресурсы интернета.

  3. А. Барто. Стихотворения (Мишка, Бычок, Зайка, Самолёт и др.)

  4. М. Дружинина. Капризное утро - С добрым утром! и другие стихотворения.

  5. С. Маршак. Сказка о глупом мышонке. Сказка об умном мышонке. Детки в клетке. Усатый-полосатый. Ванька-встанька. Разноцветная книга.

  6. Русские народные сказки (Курочка Ряба, Колобок, Теремок, Репка,

Волк и лиса, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди)

4