СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет педагога –психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет

педагога –психолога

об использовании современных образовательных                  (психолого- педагогических) технологий                                                    в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Отчет педагога –психолога»

Отчет

педагога –психолога Маммаядтаевой К.Г.

МБОУ «Саликская СОШ»

об использовании современных образовательных (психолого- педагогических) технологий в образовательном процессе


"Забота о здоровье - это важнейший труд учителя.

От здоровья и жизнерадостности детей

зависит их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы".

В.А. Сухомлинский


Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Среди других важнейших идей ФГОС НОО-Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
физическое,
психическое,
духовное,
социальное здоровье.

Здоровьесберегающие воспитательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучить и воспитать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих будущих детей и быть им достойным примером. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
 2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия воспитательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов.
В кабинете начальной школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния, высота парт регулируется в соответствии с ростом учащихся. Проведена цветовая маркировка мебели. В классе соблюдается воздушно-тепловой режим. Организован питьевой режим – в классе есть кулер. В классе чисто, в конце каждой недели силами родителей организуется генеральная уборка.
Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся обязательно моют руки.

На занятиях провожу оздоровительные минутки, которые можно разделить на группы:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

- упражнения для кистей рук;

-- гимнастика для глаз;

- упражнения для мобилизации внимания;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе», «Подари улыбку близкому», «Добро побеждает зло»).
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.

Использую технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Активно использую игровые технологии, оригинальных заданий и задач позволяющих снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Использую интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая. Интерактивные игры: «Карусель», «Ручеёк», «Школа разведки». Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт.
Применяю ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Я специально выстраиваю технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаю участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даю “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. вывожу поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждаю с детьми пути решения произошедшего.


Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Второе направление - Драмотерапия (или психодрама).

«Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…»  - писал Питер Феликс Каллерман.

Театр и есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя. Сердцевиной драмотерапии является так называемая «игра в поведение» и включает в себя различные направления. Например,

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, “любовь, добро и счастье”. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Занятия сказкотерапией создают условия, в которых ребенок, читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в развитии, и в тренинговом воздействии.

Использую нетрадиционные формы занятий: брейн-ринг, суд, соревнование, аукцион и т. д. В творческом поиске рождаются интересные игровые формы воспитания ЗОЖ. Так, практикую проведение судебного процесса над «вредными привычками», «табаком», «сигаретой», «алкоголем». Школьники судят «Хулиганство», «Лицемерие», «Зло», «Бранные слова» и т. д.
В систему работы включаю внеклассные мероприятия, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Среди них можно выделить классные часы:
«Если хочешь быть здоров»
«Как сохранить зрение»
«Полезные и вредные привычки»
«Режим дня школьника»
«Профилактика простудных заболеваний»
«Витамины – наши друзья»
«Личная гигиена» и др.;
лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек;
массовые мероприятия для учащихся, родителей, праздники, походы, викторины, экскурсии, дни здоровья, конкурсы.
В процессе занятий использую такие методы, как 
метод рефлексии и метод решения педагогических ситуаций.
Метод рефлексии
. Не менее важно для сохранения здоровья развивать у ребёнка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Важно добиться того, чтобы ребёнок осознал, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример.
Метод решения педагогических ситуаций использую не только при работе с детьми на воспитательских занятиях, классных часах, но и в работе с родителями. На родительских собраниях предлагаю взрослым для решения педагогические задачи, даю рекомендации по выбору правильного пути в воспитании ЗОЖ ребёнка.
Валеологическое воспитание, как интегративное направление, отображает многие стороны воспитательных направлений единого и целостного учебно – воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность. Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Работа внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное.


Мной была разработана программа кружка «Расти здоровым»

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

 Особенности программы

 Данная  программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

 Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

опыты;

игра.

Режим проведения занятий:

1час в неделю, 4 часа в месяц.

Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

-чтение стихов, сказок, рассказов;

-постановка драматических сценок, спектаклей;

-прослушивание песен и стихов;

-разучивание и исполнение песен;

-организация подвижных игр;

-проведение опытов;

-выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

-выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

-осуществлять активную оздоровительную деятельность;

-формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

-факторы, влияющие на здоровье человека;

-причины некоторых заболеваний;

-причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

-виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

-о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

-основные формы физических занятий и виды физических упражнении

Таким образом, через занятия по программе «Расти здоровым» реализуется коррекционная работа, которая представляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы. Она предполагает использование индивидуальных форм взаимодействия с ребёнком, позволяющих учитывать параметры его физического и психического развития и индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и прочее.
Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.



Задачи:

-развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

-учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, соленого теста, стекла, бросового и природного материала;

- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

-воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

-патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

-трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

-ценностного отношения к природе, окружающей среде;

-ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

-формирование информационной грамотности современного школьника;

-развитие коммуникативной компетентности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении

предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-владеть монологической и диалогической формой речи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

-расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

-использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

-достичь оптимального для каждого уровня развития;

-сформировать навыки работы с информацией



В процессе занятий использую такие методы, как метод рефлексии и метод решения педагогических ситуаций.

Метод рефлексии. Не менее важно для сохранения здоровья развивать у ребёнка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Важно добиться того, чтобы ребёнок осознал, что здоровье для человека - важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример.
Метод решения педагогических ситуаций использую не только при работе с детьми на воспитательских занятиях, классных часах, но и в работе с родителями. На родительских собраниях предлагаю взрослым для решения педагогические задачи, даю рекомендации по выбору правильного пути в воспитании ЗОЖ ребёнка.


Вывод.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)

Смотрите на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно.
Не оказывайте давление на своих детей.
Не говорите: «Я этого не могу сделать».
Используйте возможность выступить с речью.
Помните: маленькие радости в ваших руках.
Не забывайте, что вы красивы. 


2022 год

Педагог –психолог

МБОУ «Саликская СОШ» К.Г. Маммаядтаева

Директор МБОУ «Саликская СОШ» П.Т.Новрузалиев







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!