Тема :
«Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках математики»
Бражник Светлана Ивановна
учитель математики
высшей квалификационной категории
Цели:
- Изучение факторов формирования познавательного интереса обучающихся на уроках математики.
- Обеспечение прочного и сознательного освоения обучающимися системы знаний и умений по математике.
- Формирование навыков самостоятельной работы.
Задачи
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- совершенствовать формы организации учебной деятельности;
- использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения;
- развивать и укреплять интерес к математике.
Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках математики:
Известно много методов и приемов, позволяющих стимулировать формирование познавательного интереса у учащихся в процессе обучения математики и пробуждающие их творческую инициативу.
И К Т
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках активно использую информационные технологии. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи.
В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала
Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) So цилиндра
№ 523
Решение .
1. Проведем диагональ АС сечения АВС D.
B
C
2 . ADC – равнобедренный, прямоугольный, А D=DC, h = 2r ,
45
CAD = ACD=45 , тогда
20
3. Найдем радиус основания
4. Найдем площадь основания
45
A
D
Ответ:
Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности.
Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
На уроках использую фронтальную работу, индивидуальную работу, учитывая образовательные способности каждого ученика.
Фронтальная форма организации учебной деятельности
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность, желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.
Проблемное обучение
Учащиеся заинтересованы проблемой, внимательно следят за доказательством теоремы. Таким образом, достигается активизация учащихся, усиливается их познавательный интерес.
Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления.
Актуализация ранее изученного
Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного.
На этом этапе просматривается, как учащиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированности класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала.
Актуализация опорных знаний
Определение уровня готовности учащихся к изучению новых знаний по теме:
« Показательные функции, уравнения, неравенства »
1. Функция вида … называется показательной. 2. Как называются переменные в записи формулы ?
3. Какова область определения показательной функции
y=0 , 7 х ? 4. Множество значений показательной функции y=0 ,7 х ?
5. Ответьте: ДА или НЕТ ?
1. Показательная функция имеет экстремумы?
2 . Показательная функция принимает значение равное нулю?
3. Показательная функция принимает значение равное 1?
4. Показательная функция принимает только положительные значения?
6. Выберите функции, которые
являются монотонно возрастающими:
1. y = 3 x
2. y = 0 , 5 x
3. y=(1/4) x
4. y = (1 , 3) х
(1/5) 3 а) 4 х 4 3 " width="640"
УДАЧИ !
7. Для чего нужно знать свойства возрастающей, убывающей функции?
8 . Зная свойства возрастающей и убывающей показательной функции, решите неравенства:
б) (1/5) х (1/5) 3
а) 4 х 4 3
9 . Что больше: 2 или 2 3 ?
10. Уравнение вида … называется простейшим показательным уравнением.
11. а) 4 х = 16, х = ?
б) 4 0 = ?
в) 4 х = 1, х = ?
12. а) 2 х = -8, х = ? б) 2 х = 0, при х = ?
13. Что лишнее?
1. 9 x -2 3 х = 63
2. (4/5) 2х =(5/4) -4
3. 8х 2 – 7х -1 = 0
4. 3 х = 1/9
5. Ответьте: ДА или НЕТ ?
1. Показательная функция имеет экстремумы?
2. Показательная функция принимает значение равное нулю?
3. Показательная функция принимает значение равное 1?
4. Показательная функция принимает только положительные значения?
Упражнения на готовых чертежах
Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то, что учащиеся с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения.
Конус. Цилиндр.
Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 40 π см 3
Ответ: 120 см 3
3см
Расстояние от центра шара радиуса 7см до секущей плоскости равно 3см. Найдите площадь сечения.
S- ?
о 1
А
о
7см
Секущая плоскость проходит через конец диаметра сферы, равного 8см так, что угол между диаметром и плоскостью равен 30 ° . Найдите длину окружности, получившейся в сечении.
С - ?
о 1
30 °
о
А
В
8см
А
Площадь сечения сферы, проходящего через ее центр, равна 36м 2 . Найдите площадь сферы.
S- ?
о
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Т.е., один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Важным является контроль за ходом выполнения заданий, своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Для своих учащихся я составляю такие задания, которые содержат в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие шаг за шагом решить эту задачу.
Самостоятеьная работа
Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе. В своей работе для проверки знаний использую тест . Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке, повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, позволяет отслеживать уровень и качество обученности.
Тема «Показательные функции, уравнения, неравенства»
Выберите номер колонки правильного ответа:
Ответы занести в таблицу.
Ваш выбор:
Вариант
а)
Ответ (№ колонки)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
Учащиеся осуществляют самопроверку
Ответы на экране
1 вариант
а)
Ответ
(№колонки)
б)
1
в)
2
г)
3
д)
4
е)
3
ж)
1
з)
2
1
Ответ
(№ колонки)
2 вариант
а)
б)
1
в)
2
г)
2
2
д)
4
е)
ж)
1
2
з)
2
Решение задачи
практического содержания по теме: «Показательные функции, уравнения, неравенства».
Цель. Отработка умений применять полученные знания при выполнении практических задач
Президент кондитерской компании спрашивает:
«Чье предложение принять, если первый дилер предлагает за
продукцию тыс.руб.,
а второй тыс.руб.» ?
2 8 " width="640"
Решение
= 2 16 =2 8 *2 8 =65536 тыс.руб.
= 2 8 =256 тыс.руб.
Ответ: первое, т.к. 2 16 2 8
Германия
Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от
1 до 100, будучи еще учеником начальной школы.
Как он это сделал?
КАРЛ ГАУСС (1777 – 1855)
1
100
2
101
3
99
4
101
98
5
101
97
101
96
6
101
95
7
8
94
101
…
101
93
…
101
50
…
51
101
Всего получается: 101*50=5050
Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки ученики с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Удивительно, но факт, что большинство из них представляют собой названия внешних предметов. Например, " Конус " - это латинская форма греческого слова "конос", означающего сосновую шишку.
Включения в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Работая в школе, хочу, чтобы ребята каждый раз ощущали на уроке помощь товарищей, поддержку учителя и любили математику.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!