Просмотр содержимого документа
«Отчет о проведенной серии последовательных уроков»
Отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и обучении
Прохождение курсов заставило меня изменить мои взгляды на преподавание и посмотреть на себя совсем с другой стороны. Я думала, что многое знаю и умею, но, как оказалось, на самом деле мои знания и умения далеки от совершенства и даже мой опыт мне не помощник. Идеи 7 модулей изменили мои представления о роли и месте учителя при обучении учеников, заставили перестроить свою работу, пересмотреть взгляды на многие вещи, освободиться от стереотипов.
Мои изменения на практике
Для достижения поставленных целей и успешного обучения учитывала совпадение «отправных точек» учителя и ученика. Все уроки серии провела, комбинируя индивидуально – групповую и парную работу. Это позволило мне реализовать ключевые идеи модуля «Обучение тому, как учиться». При организации работы в группе я, в первую очередь, особое внимание уделяла созданию коллаборативной среды. В начале первого урока мы высказывали свои ожидания на стикерах и прикрепляли их на «Древо ожиданий», на последующих занятиях дарили друг другу улыбки на смайликах, постигали философский смысл притчи, желали продуктивной работы, хорошего настроения и отличных оценок. Такая форма организации начала урока помогала создать в классе атмосферу доверия и сотрудничества.
На практике я попыталась создавать на уроке такую среду, в которой каждый ученик принимает активное участие в процессе своего обучения и понимает уровень своих знаний. Поэтому на уроках проводилась целенаправленная работа по развитию навыков критического мышления. Использованные стратегии критического мышления «Диаграмма Венна», «Жигсо», «Цветок лотоса», «Карусель», «Верные – неверные утверждения», «Ассоциативная карта» способствовали тому, что при работе в группе или паре каждый ученик получал внутреннее побуждение к знаниям, планировал свою деятельность, самостоятельно анализировал и синтезировал полученную информацию, критически оценивал результаты своей работы и группового взаимодействия. При внедрении стратегий критического мышления процесс обучения стал более индивидуализированным, в ходе урока я успевала пронаблюдать за каждым и по необходимости проконсультировать.
Изучив модуль «Обучение критическому мышлению», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка», которые приведут к пробуждению всех мыслительных процессов у ребенка. Поэтому особое место в своей практике я попыталась отвести постановке «вопросов»: больше внимания стала уделять вопросам, которые сама задаю ученикам; познакомила учащихся с различными видами вопросов, попыталась организовать взаимоопрос при помощи приема «Тонкие и толстые вопросы», который показал, что у учащихся вызывает затруднения составление «толстых вопросов». Поэтому следует чаще практиковать работу по составлению вопросов, используя такие приемы, как «Ромашка Блума», «Трехуровневое интервью».
На своих уроках я попыталась реализовать одну из ключевых идей модуля «Обучение талантливых и одаренных»: на основе инклюзивного подхода установить потребности учеников и выбрать дифференцированные стратегии преподавания и обучения. На уроках для закрепления изученного материала и выполнения домашнего задания использовались разноуровневые задания. Сильному ученику для поддержания адекватности самооценки и стремления к саморазвитию предлагались задания повышенной сложности, способствующие когнитивному развитию, мышлению более высокого порядка; ученикам уровня В и С для поддержки уверенности в своих силах - более простые задачи, но «стимулирующего» характера.
В серии последовательных уроков мною были использованы различные методики на основе формативного оценивания. Это давало возможность отследить процесс продвижения учащихся в обучении, помогало скорректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Учащимся при выполнении работ предлагался лист оценивания, в который оценка ставилась в соответствии с разработанными критериями. Оценивание было не всегда достаточно объективным. Поэтому для себя определила необходимость продолжить работу по критериальному оцениванию и разрабатывать критерии успеха совместно с учащимися.
Каждый урок предусматривал этап рефлексии. Различные рефлексивные приемы «Что я за птица?», «Цветочная поляна», «Одноминутное эссе», «Две звезды – одно желание» позволили отследить не только эмоциональную сторону занятий, но и выявить уровень осознания содержания изученного материала, использованных видов деятельности. Все виды рефлексии позволят мне планировать дальнейшую работу в соответствии с собственными наблюдениями, с пожеланиями учеников, с их интересами и подготовленностью.
Изменения учащихся.
Создание непринужденной атмосферы, положительного психологического настроя в начале урока помогало ученикам раскрепоститься и почувствовать себя свободней. Групповая форма работы давала возможность каждому ребенку выполнить работу по силам и по желанию, почувствовать поддержку одноклассников, проявить свои лидерские качества.
Применение приемов критического мышления способствовало тому, что учащиеся конструктивно и доброжелательно основывались на достижениях друг друга, но при этом каждый выступал в активной роли – обучая и обучаясь.
Диалоговое обучение «ученик – ученик» позволило формировать умения слушать, говорить, задавать вопросы, а также наблюдать и контролировать процесс обучения. При проведении диалоговой беседы учащиеся были активными слушателями, сами давали оценку работе своих товарищей, указывали на допущенные ошибки. Обсуждение и диалог способствовали развитию коммуникативных навыков учащихся.
При наблюдении за результатами группового взаимодействия я отметила, что совместное обучение способствовало развитию метапознания «слабых» учеников, позволило им преодолеть психологический барьер и повысить самооценку. Например, на последнем уроке серии прием «Авторский стул» продемонстрировал, что уровень тревожности у учеников уровня С снизился, они с желанием читали свои творческие работы о настоящей дружбе.
В течение серии последовательных уроков мне удалось пронаблюдать, что в группе всегда были ученики, которые проявив лидерские качества, брали инициативу в свои руки. Но даже при изменении состава групп, роль консультанта или спикера чаще всего выполняли одни и те же, чаще всего одаренные учащиеся. Для себя сделала вывод о необходимости формирования навыков управления и лидерства у всех учащихся. Поэтому на последнем уроке спикеры групп были назначены мною с согласия всех ребят из числа учеников, которые стараются быть незамеченными. С данной ролью учащиеся справились. Это позволило им самоутвердиться, поднять свою самооценку, почувствовать социальную ответственность за работу группы.
В течение всех уроков происходило развитие навыков оценивания, что вызывало устойчивый интерес к предмету и позволило создать «ситуацию успеха», повысить учебную мотивацию. Взаимооценка и самооценка способствовали рассуждению и критическому подходу к оцениванию как себя, так и других.
Этап саморефлексии позволял учащимся определить сферу комфортности на уроке, критически осмыслить процесс собственного обучения, определить конечный результат, отследить направления своего дальнейшего развития.
Дальнейшие шаги к успеху.
Становится очевидным, что применение ключевых идей семи модулей Программы даёт возможность развиваться и совершенствоваться как учащимся, так и учителю. Считаю, что целенаправленное «обучение тому, как учиться» будет способствовать
развитию творческого потенциала учащихся,
формированию навыков критически осмысливать полученную информацию, рассуждать, обобщать, отстаивать свою точку зрения, оценивать проблемную ситуацию и находить из нее выход, проводить рефлексию своей деятельности,
позволит всем учащимся брать на себя различные роли в процессе обучения и будет способствовать формированию навыков управления и лидерства.
В своей дальнейшей работе я планирую:
использование среднесрочного планирования, которое позволит осуществить подбор методов и приёмов, соответствующих тематике всех семи модулей;
разработку разноуровневых заданий, соответствующих «ЗБР» учащихся, которые будут способствовать динамике обучения учеников и позволят внести соответствующие изменения в индивидуальные образовательные траектории;
развитие навыков управления и лидерства через работу в творческой группе учителей города и гимназии, прошедших курсы Программы 3 базового уровня.
Просмотр содержимого презентации
«Алямкина В. Презентация 4»