СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по самообразованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. При решении проблемы заинтересованности учащихся необходимо изучать и использовать передовой и собственный опыт и дальнейшее его распространение в педагогической среде.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию»

Отчет по самообразованию

учителя начальных классов Ефименко Любовь Григорьевны

1.       Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским

обществом переживает период обновления. Действует Приоритетный

национальный проект в области «Образование». Разработан Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно необходимо поставить  задачи по формированию этих качеств, и в первую очередь у учеников  начальной  школы.

           По итогам анализа затруднений при выполнении  работ по предметам математике и русскому языку выявлены основные проблемы в учении:

- отсутствует мотивация (детям не нравится выполнять рутинные однотипные задания, направленные на отработку умений и навыков)

- нет заинтересованности в результате (в оценке работы)

2.  При решении проблемы заинтересованности учащихся необходимо изучать и использовать передовой и собственный опыт,  и дальнейшее распространение его в педагогической среде.

              Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, её поведения и деятельности представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие со школьниками невозможно без учёта особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут стоять совершенно различные причины, иными словами, побудительные источники этих действий, их мотивация, могут быть абсолютно разными.  

     Различные школы современной психологии дают различные определения мотивации.

    В. И. Ковалёв  полагает, что мотивация есть совокупность мотивов поведения и деятельности. Разработанная в трудах известных отечественных психологов концепция личности и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) исходит из того, что за мотивами стоят те или иные потребности..

     Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка..

   Мотивы можно классифицировать следующим образом:

  • внутренние (познавательная потребность);

  • внешние (социальный престиж);

  • положительные (мотивы успеха, достижения);

  • отрицательные (мотивы избегания, защиты).

           Исследования показали, что от силы и структуры мотивации в очень значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности. При этом подчёркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности ещё труднее, чем формировать действия и операции.

     Одним из важных типов мотивации является мотивация успеха. Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов.

      Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень активности такой личности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Эти люди отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени.

      Такие учащиеся предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчётливо. Обычно такие качества обеспечивают успех.

     Привлекательность задачи для таких учащихся возрастает пропорционально её сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязчивых извне обстоятельств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остаётся, тем не менее, на прежнем уровне.

    Большая социальная значимость познавательной деятельности школьника возникает в том случае, когда мотив является внутренней потребностью ученика.

    Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а помогать, как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит нам жизнь.     Система образования сильно страдает оттого, что большинство учителей считают себя единственно знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим – ученикам, забывая, что чужая правда трудно становится своей. Поиск же совместной правды создаёт как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные.

     Овладение этими знаниями приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.

     В таком случае и для  учителя оказывается важным то, что ему нет необходимости следовать отработанной методике своей педагогической деятельности, а нужно постоянно совершенствовать свои наработки, иначе начнёт теряться собственный интерес к исследовательской деятельности. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у учителя не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся.

          Можно сделать следующий вывод: максимальный учёт истинных, а не мнимых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Что открывает для учителя огромные возможности как в создании стойкой мотивации к изучению предмета, так и в воспитании социально-адаптивной личности.

 3.    Всё сказанное выше необходимо применить в обучении детей .

Основой обучения детей является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

            Содержание учебного материала традиционной программы по математике для общеобразовательных учреждений, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей  с ограниченными возможностями здоровья  непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе.

            Занимаясь изучением данной темы, мной был сделан доклад « Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения»

               Перед собой я поставила цель: ребёнок должен стать активным субъектом процесса собственного учения.  Задания на уроке выполняются и  контролируются с применением самопроверки, взаимопроверки, тестов с обратной связью, которые используются мною в различных  педагогических технологиях.  Данные приёмы – дают  возможность развивать у учащихся навыки самооценки, самоконтроля, изучить литературу о здоровьесберегающих технологиях;

посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

разработать модель образовательного процесса,

отвечающего требованиям здоровьесберегающих технологий.

апробировать данную модель на практике.

Овладение здоровьесберегающими технологиями позволило мне разнообразить приёмы учебной деятельности на уровне построения модели образовательного процесса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!