Отчет по самообразованию учителя начальных классов
Симакиной Оксаны Викторовны
2018-2019 уч.г.
Тема: мотивация учебной деятельности и ее формирование.
Цель: создание условий для развития и формирования мотивации учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
изучение вопроса «мотивация учебной деятельности»;
повышение качества проведения учебных предметов на основе внедрения новых технологий;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся;
использование технологии системно-деятельностного подхода в обучении с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Предполагаемый результат:
формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского сообществ учителей начальных классов;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Следует различать понятия мотив и цель.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив – побуждение к достижению цели.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
познавательные мотивы;
социальные мотивы.
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:
широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу.
узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими.
социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества.
В данной системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают одно из первостепенных мест. Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения.
Если рассмотреть особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, то в первом классе больше половины детей к учебной работе относятся положительно, а в третьем классе их количество сокращается до 40%. Так наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению, преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». На начальном этапе такая мотивация определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. В 1 и 2 классах оно не только продолжает сохраняться, но и усиливается, развивается. Постепенно отношение детей может измениться, многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя значительно падает. У школьников появляется интерес к мнению товарищей. Формируются коллективные отношения, и эмоциональное благополучие школьника начинает определяться тем, какое место он занимает в классном коллективе. Если в классе здоровое отношение к учебе, то слабоуспевающие ученики подтягиваются, начинают заниматься лучше и наоборот. В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Интересы возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Развивать положительную мотивацию к обучению следует и во внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности нельзя использовать те же методы, приёмы, подходы, которые применяются при изучении основных предметов.
Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности. Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения.
При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает мотивацию ребёнка в поиске знаний.
В моей работе повышению мотивации способствуют следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:
– экскурсии;
– коллективно-творческие дела;
– игровая деятельность;
– КВН;
– тематические вечера;
– викторины, олимпиады;
– школьные концерты и конкурсы;
– выпуск буклетов и праздничных стенгазет;
– проведение праздников: «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День победы» и другие.
Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление.
Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Использование их позволяет проводить работу в нескольких направлениях по развитию ключевых компонентов познавательной деятельности учащихся.
На своих уроках использую образовательные технологии, способствующие развитию мотивации учащихся, созданию благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся:
1. Применение технологии личностно – ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Один из приёмов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к обучению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы.
2. Технология проблемного обучения привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей.
3. Игровые технологии. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
4. Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
5. Здоровьесберегающие элементы обеспечивают учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.
Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации учащихся. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажёгся», заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес своих учеников я стараюсь поддерживать на каждом уроке.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов:
Хочется подчеркнуть, что, работая с детьми младшего школьного возраста, важно «не навредить», и работа должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
С целью повышения квалификации изучаю научную и методическую литературу, знакомлюсь с опытом коллег по данному вопросу, активно использую в своей работе интернет-ресурсы, делюсь опытом с другими учителями на заседаниях методического объединения школы и города.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин - СПб.:Питер,2006. - 507с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96с.
Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик К.Т. Патрина - М.:Просвещение, 1976 . - 206с.
Посысова Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н.Н.Посысоева - М.: владос-пресс 2004. - 328с
Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л.М.Фридман - М.: Издательство института психиатрии,2004. - 478с.
nsportal.ru
www.gym1-marpos.edu21.cap.ru