МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик» г.Мичуринска Тамбовской области
Отчёт
по самообразованию
«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС»
воспитателя
Мельник Марии Сергеевны
В 2019-2020 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС».
Важным направлением физического воспитания детей в условиях ФГОС современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников. Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
В дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в дидактических играх, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных и дидактических играх, а также в игровой гимнастике. Именно поэтому я считаю, что данная тема является актуальной. С помощью дидактических игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные - и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Целю моей работы по данной теме, является повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.
В своей работе я ставила и решала следующие задачи:
- реализация общих образовательных задач по физическому воспитанию;
- развитие интереса к игре;
- воспитание самооценки и самоконтроля;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- сплотить детский коллектив.
Приступая к работе в начале учебного года, по данной теме, я начала с анализа и изучения литературы.
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.- Москва: Педагогика, 2003. - 209 с.
Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста /Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - Москва: Педагогика, 2000. - 256 с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008
Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ - Санкт-Петербург, 2002. - 234 с.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Мозаика-Синтез, Москва, 2008
Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003.
Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Учитель, 2005.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. «Мозаика-синтез», М-2014
Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А.Дядюнова. - Москва: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.
Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва, 2004.
Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. Эксмо, Москва, 2014
Дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни – «Мой день», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила гигиены» и др.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что подвижные и дидактические игры являются важным элементом в жизни ребенка и его здорового развития, так как влияние подвижных игр велико, они совершенствуют
- физические способности ребенка;
-укрепляют здоровье и повышают защитные силы организма;
-укрепляют нервную систему ребенка;
-способствуют созданию условий для положительного психоэмоционального состояния детей;
-помогают развитию психических качеств: внимания, памяти, воображения, самостоятельности и инициативы, а также помогают в воспитании и формировании личностных качеств. Изучая методики проведения дидактических игр по теме самообразования, я составляла картотеку дидактических игр по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей своей возрастной группы. В процессе самообразования, я составила и реализовала день здоровья. В этот день было проведено следующее:
- утренняя гимнастики;
- беседа на тему: «Что такое здоровье?»;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- дидактические и подвижные игры;
- игровая гимнастика и т.д.
Транслирование опыта работы по теме «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ФГОС»:
-В социальной сети работников образования Маам.ru
-В социальной сети работников образования infourok.ru
Работая по этой теме, также были разработаны и введены на практике игровые приёмы и комплексы мероприятий о здоровом образе жизни, в утренние гимнастики, в гимнастики пробуждения. Был разработан и проведен конспект занятия по здоровому образу жизни в средней группе «Лаборатория «Чистый зубик». Этот конспект опубликован на сайте infourok.ru и получен сертификат.
В своей группе с воспитанниками провелось знакомство с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Курочка», «Лошадки» и т.д. Это дало накопление педагогического опыта и закрепление полученных знаний на практике.
В конце учебного года, я провела консультацию для родителей на тему: «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста». Эту консультацию опубликовала на сайте педагога.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря — вот те основные воспитательные задачи, которые решались мною при помощи разнообразных игровых заданий в течение всего учебного года.
В следующем году планирую продолжить свою работу по данной теме.