Тема по самообразованию «Использование разнообразных форм работы с семьёй»
Цель:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
Предполагаемый результат:
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федерального государственного стандарта;
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Описание опыта:
В 2019году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи . Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
посещение семей воспитанников на дому;
родительские собрания ("Давайте познакомимся!», "Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей четвёртого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка» ( и др.);
консультации («Детская застенчивость» , «Характер ребёнка зависит от Вас» , «Готовимся к прогулкам по городу», «О правильной осанке» , «Если ребёнок плохо ест» , «Воспитание любознательности у детей» ( и др.);
совместные проекты «Моя родословная», «Моя любимая игрушка» ;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
("Космос», «Мастерская Деда Мороза», «Макет моей улицы», «Родословное дерево», «Дары осени»);
Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотовыставок («Мой Лянтор», «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);
совместное создание предметно – развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями ("Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
родительский уголок.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в дошкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет сад к детям, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки;
фотомонтажи «Из жизни группы»;
фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья»;
картотека Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
развлечения «Праздник осени», «Новогоднее развлечение» , «Встреча с весной »;
празднование дней рождений;
Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей;
консультации для родителей;
составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
распределение ролей взрослых;
изготовление пригласительных билетов;
подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
индивидуальные встречи и консультации;
изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий математике, нарисовали красочные картины, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть групповой или семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.
Очень необычно у нас оформлена "визитка» - в виде большого солнца, на котором «живут» наши «солнечные» дети. Для каждого ребёнка родители сделали маленькое солнышко.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.
Воспитанники моей группы приняли участие:
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Список литературы:
1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
6. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).
7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.
8. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
9. Кочетова Н. П. Физическое воспитание дошкольников в семье//О воспитании ребенка в семье.— Горький, 1979
10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
11. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
12. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
13. Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного
возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.
14. Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.
15. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
16. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
17. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
19. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск. : 1987.
18. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.
19. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
20. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
21. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986.- 112 с.
22. Ильин, И.А. Душа ребенка / И.А. Ильин / Очаг. – 1993. - № 9.
22. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.
23. Коменский, Я.А. Материнская школа / Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.
24. Лешли, Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. – М.: Просвещение, 1968.
25. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.
26. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.
27. Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов.- М.: Профиздат, 1989.
28. Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.
29. Новиков, Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем / Н.И. Новиков. – М.: 1989.
30. Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер.-М.: 1997.
31. Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов.-М.: 1990.
32. Скинер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клиз. – М.: 1995.
33. Спок, Б. Разговор с матерью: Кн. О воспитании. Пер. с англ. / Б. Спок. – М.: Политиздат. 1991.
34. Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.
35. Фолкен, Ч.Т. Психология – это просто / Ч.Т. Фолкен. – М.: Агенство «ФАНР», 1998.