Тип урока: комбинированный. |
Цели образовательные: обеспечение усвоения учащимися знаний о строении и значение голосеменных. |
Цели развивающие: формирование умения выделять существенные признаки семенных растений, устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями, совершенствование навыков работы с натуральными объектами. |
Цели воспитательные: - развитие представления о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, значение голосеменных растений в природе и жизни человека. |
Планируемые результаты |
Личностные | 1 - формирование представлений о ценности голосеменных растений в природе и жизни человека; 2 - развитие представления о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования; 3 - формирование научной картины мира на базе биологических знаний. |
Метапредметные | |
| 1 - совершенствование навыков описания биологических объектов, проведения их сравнительной характеристики; 2 - развитие умения создавать презентации своих исследовательских работ, работать с интернет-ресурсами. |
| 1 - отработка навыков сотрудничества, умения презентовать результаты своих исследований; 2 - формирование умения слушать и слышать, понимать речь других; 3 - формирование умения оформлять внутреннюю речь во внешнюю. |
| 1 - совершенствование умения выделять существенные признаки объекта; 2 - совершенствование навыков работать с текстом, интерпретации его, работы со схемами и рисунками; 3 - совершенствование навыков проведения практической работы по инструкции; 4 - отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля. |
Предметные | 1 - формирование систематизированных знаний об общих чертах строения и развития семенных растений, о многообразии голосеменных растений, процессах их размножения и развития; 2 - расширение экологических знаний о единстве природы Земли; 3 - ознакомление с видами голосеменных растений, представленных во флоре Осетии. |
Средства обучения компьютер, проектор, инструктивные карточки, гербарные образцы растений ели сибирской и сосны сибирской ,еловые шишки. |
УМК: «Биология 7класс сонин.» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный | 1. Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся; 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Подготовка учебных принадлежностей | Умение подготовить рабочее место |
Проверка степени усвоения содержания учебного материала | Предлагает задание на повторение пройденного материала (на слайде): Установи принадлежность растения к систематической группе – водоросли, мхи, папоротники; Выполни тестовое задание по пройденным темам (водоросли, мхи, лиайники, хвощи, папоротники) | Устанавливают принадлежность растений к различным систематическим группам по фотографиям (фронтально). Двое учащихся выполняют задание у доски, остальные в тетрадях, выполняют взаимопроверку результатов работы. | Л3, Пр2, Р4 |
Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала | Дает учащимся задание самостоятельно определить тему урока, исходя из общности в репродукциях пейзажей на слайдах (картины Шишкина и других художников-пейзажистов, в том числе местных художников). Предлагает проверить правильность предположений, расположив в логической последовательности уже изученные группы растений и голосеменные: Мхи, Голосеменные, Папоротниковидные, Водоросли Уточняет тему урока. | Рассматривают репродукции картин, выделяют общие черты, тематику (индивидуально в тетрадях); Предлагают свои варианты темы урока. Располагают в логической последовательности группы растений (по происхождению и усложнению). | Л3, Пр2 |
Постановка познавательной задачи | Предлагает проблемный вопрос; «Почему голосеменные растения получили такое название?» Предлагает учащимся составить план работы на уроке, задачи предстоит решить, чтобы получить ответ на вопрос. Исходя из ответов учащихся, уточняет, определяет задачи урока. | Предлагают свои варианты ответа на вопрос; Определяют каких знаний им не хватает для ответа на предложенный вопрос; Формулируют задачи урока (фронтально) | П1, К2, К3 |
Усвоение новых знаний и способов действий | Задает задание, предлагает установить соответствие, определить систематическое положение ели сибирской: - Таксоны: А) царство, Б) отдел, В) класс, Г) семейство, Д) род, Е) вид - Названия: 1) Ель, 2) Хвойные, 3) Голосеменные, 4) Растения, 5) ель сибирская, 6) сосновые Предлагает правильный ответ | Дают систематическое описание голосеменных растений, устанавливая соответствие таксонов их описанию (два ученика у доски, остальные в тетради), осуществляют взаимопроверку – учащиеся у доски, остальные – в тетради самопроверку, самооценивание. | Р1, Р4, Пр1 |
Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала | Дает задание на определение видов голосеменных по силуэтам: лиственница, пихта, кедр, сосна, ель, обращает внимание учащихся на то, что вид кедр не произрастает на территории Кемеровской области; Предлагает схему и теоретический материал (презентация) по многообразию голосеменных; Дает краткую информацию по особенностям внешнего строения голосеменных | Устанавливают соответствие силуэтов на слайде названию растения, осуществляют самопроверку, самооценивание. перечерчивают схему в тетрадь, слушают учителя, вносят дополнения в схему (представители разных групп голосеменных). слушают информацию, предложенную учителем, задают уточняющие вопросы. | Пр1, П1, Р4 |
Физкультминутка | Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах | Выполняют задания учителя, повторяют упражнения | |
Закрепление знаний и способов действий | Раздает инструктивные карточки по выполнению практической работы «Внешнее строение голосеменных на примере ели сибирской и сосны сибирской», гербарные образцы голосеменных, дает краткую инструкцию по выполнению работы. Слушает ответы учащихся по выполнению работы, корректирует, дает устную оценку качеству выполненных работ. | Слушают устную инструкцию по выполнению работы, выполняют работу, опираясь на инструктивные карточки (работа в группах с использованием гербарных образцов, текста и рисунков учебника из параграфа 23). Представляют полученные результаты (согласно инструктивной карточке, каждая группа отвечает на один вопрос по выбору). | П1, П2, К1, К2, К3, Р2, Р3, Пр1, Пр3 |
Обобщение и систематизация знаний | Предлагает дополнить незаконченные предложения по теме «Общая характеристика Голосеменных». Дает задание по картинке на слайде определить, как человек использует голосеменные (роль голосеменных в жизни человека). Дает задание на закрепление материала (выбрать верные утверждения и составить из получившихся букв название двух представителей голосеменных растений, произрастающих на территории Кемеровской области): А – образуют семена; Б – для оплодотворения нужна капельная вода; В – имеют все жизненные формы.; Д – имеются органы и ткани; Е – не образуют плодов; И – мужские гаметы спермии; Й – мужские гаметы – сперматозоиды; К – чаще всего вечнозеленые; О – имеются сосуды; П – оплодотворение без участия воды; Р – размножаются семенам.; Т – многие имеют видоизмененные листья – хвоинки; Х – листья игольчатые, слегка уплощенные 4. Предлагает подсказки: «Основной представитель темнохвойной тайги», «Заменяет новогоднюю елку на Новый год». Ответ – пихта; «Название растения совпадает с позывным Юрия Гагарина», «О нем говорят: «Стоит, словно боярин в меховой шубе». Ответ – кедр (сосна сибирская). | Дополняют незаконченные предложения (пропущенные термины) по теме «Общая характеристика Голосеменных» (фронтально). Определяют роль голосеменных в жизни человека, исходя из предложенных иллюстраций на слайдах (работа по цепочке). Выбирают верные утверждения о голосеменных и составляют из букв название двух представителей отдела голосеменные растения, произрастающих в Кемеровской области. Каждая буква используется только один раз. | Л1, Л2, Л3, Пр1, Пр3 |
Рефлексия | Предлагает оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Что вызвало затруднения? Были ли достигнуты цели урока? Что помешало выполнить все намеченное? | Оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы | Р4 |
Подведение итогов | Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты | Анализируют итоги работы на уроке, | К2, К3, Р4 |
Домашнее задание | Объявляет домашнее задание: на оценку «3» - ответить на вопросы в конце параграфа 23 письменно, + на оценку «4» - составить биологический диктант по теме голосеменные растения Северной Осетии (вопросы на «да/нет»), + на оценку «5» составить презентацию по теме «Голосеменные растения в названиях улиц своей республики. | Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания | Пр1, Пр2, Пр3, Л1, Л3, Р2 |