СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отклоняющееся поведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Отклоняющееся поведение»

Тема урока: Отклоняющееся поведение

Цель: сформировать у обучающихся понятие «отклоняющееся поведение», познакомить с различными формами отклоняющегося поведения, показать опасность алкоголизма и наркомании для человека и общества, раскрыть причины отклоняющегося поведения, формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы, работать по тексту учебника, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, способствовать воспитанию сознательного неприятия отклоняющегося противоправного поведения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков.

Оборудование: учебник Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой, Н.И.Городецкой «Обществознание. 8 класс», карточки с заданиями и дополнительной информацией, иллюстрации, схема, доска.

Ход урока

І.Организационный момент.

Приветствие

ІІ.Актуализация опорных знаний.

  1. Что такое социальные нормы? (Правила поведения, которые складываются в соответствии с потребности общества).

  2. Как они регулируют общественные отношения? (Они показывают, какие поступки общество одобряет, а какие нет).

  3. Как осуществляется социальный контроль? (Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается, а нарушение законов может повлечь за собой строгие санкции – лишение свободы и другие наказания).

  4. Бывают ли в жизни ситуации, когда приходится отступать от существующих норм поведения?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Отступление от общепринятых социальных норм, их нарушение проявляется в отклоняющемся поведении. Мы должны разобраться в его проявлениях, чтобы вы могли избежать серьезных ошибок, особенно свойственных молодежи.

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Человек перешел улицу на красный свет светофора, развел костер в неположенном месте, публично оскорбил пожилого человека. О чем говорят эти поступки? (о поведении, которое отклоняется от общепринятых норм).

Объявление темы: Отклоняющееся поведение.

1. Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с социальными нормами (учащиеся записывают определение в тетрадь).

Из многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют следующие:

на уровне личности (например, подросток стал курить),



в малых социальных группах (пьющие родители не заботятся о воспитании

ребенка),


на уровне государства (чиновник берет взятку за предоставление необходимых
документов).

Какие из этих примеров нарушают правовые нормы и повлекут правовую ответственность? (Заслушиваются варианты ответов учащихся).

Самые серьезные из них называют преступлениями.

Давайте рассмотрим следующие ситуации. Подумайте, будет ли такое поведение отклоняющимся и что различает эти ситуации? (работа в парах с раздаточным материалом):

1 ситуация – Семья разводит диких животных у себя в загородном доме.

2 ситуация – Верующий уходит от людей в скит, лишает себя плотских удовольствий, чтоб быть ближе к Богу.

3 ситуация – Ученый-математик поглощен решением сложной задачи. Он не обращает внимания на свой внешний облик, не замечает приветствия коллег, не подходит к телефону.

4 ситуация – Революционер призывает к акциям протеста, создает нелегальные группы, бросает вызов законам и правилам существующего порядка.

5 ситуация – Отец семейства часто злоупотребляет спиртными напитками, пропивает деньги, буянит, бьет жену и детей.

6 ситуация – Подросток принимает наркотики. Крадет деньги и вещи, чтобы их приобрести.

Вывод: В 1-3 ситуациях поведение людей не ведет к негативным последствиям для общества, окружающих людей. В 4-6 ситуациях поведение людей ведет к негативным, нежелательным последствиям для общества.

2. Самые опасные формы отклоняющегося поведения, по мнению социологов, алкоголизм и наркомания.

Работа в группах (учащиеся получают карточки с заданиями и дополнительной информацией, работа по учебнику):

1 группа

2 группа

Тема: Алкоголизм (учебник Боголюбова, стр. 134-135)

Тема: Наркомания (учебник Боголюбова, стр. 135-136)

Что такое алкоголизм?

Что такое наркомания?

Правда ли, что алкоголь имеет целительные свойства?

Как возникает наркотическая зависимость?

Как действует алкоголь на организм человека?

Как быстро подросток может стать наркоманом?

Каковы социальные последствия алкоголизма?

Какие социальные последствия имеет наркомания?


Учитель. Как алкоголь и наркотики влияют на беременную женщину и ребенка? (Демонстрация фотоиллюстраций врача-патологоанатома ЮрияЩукина) Каждый человек ответственен за свои поступки.

3. Причины отклоняющегося поведения.

Ответить на вопрос поможет учебник. Прочитать с.136-137 и на подготовленных листках бумаги записать главнее причины, которые через 7 минут вы разместите на доске.

Учитель. Поэтому государство принимает меры к ограничению отклоняющегося поведения, законодательно ужесточая ответственность.


V. Закрепление полученных знаний.

1. Какое поведение называют отклоняющимся?

2. Что объединяет слова алкоголь, наркомания, преступление?

3. Что нужно для того, чтобы избежать приобщения к вредным привычкам?


VI. Итог урока

Здоровье – самая большая ценность на Земле, берегите его, это в Ваших руках. Соблюдайте правила поведения в обществе.

VII. Домашнее задание: параграф 16, отвечать на вопросы. Составить коллаж «Нет наркотикам и алкоголю»