СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие Недели русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для открытия Недели русского языка с 5 по 9 классы. Здесь и высказывания о русском языке, и шуточные сценки, и стихи известных поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Открытие Недели русского языка»

Сценарий открытия недели русского языка и литературы

... мы сохраним тебя, русская речь,
великое русское слово.

А.А. Ахматова

В1. Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником открытия недели русского языка и литературы в нашей школе.


В2 О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами: русский язык в многонациональном государстве – России является вторым языком для каждой национальности, средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль в учебе, труде всей многообразной жизни нашей страны и планеты.


В1. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»


В2. И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...


В1. На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.

Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.

В 2.
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем наш праздник сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!


В1. Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.


1. На свете много стран больших и много малых есть.

И для народностей любых язык свой – это честь.

Вьетнамец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн –

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.


2. А я судьбу благодарю, –

Мне счастья выше нет, Что вот по-русски говорю

Уже немало лет.



3. Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Москву, я в Россию влюблен.

Слушай, мир! Я люблю тот язык,

Что по-русски могуч и велик!


Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили,

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.


4. Когда с обозом парни шли босые

В Москву, что их манила испокон,

И юная петровская Россия

Учила иноземный лексикон,

Могли ли хоть представить наши предки

Ту светлую минуту торжества

Когда начнет весь мир с упорством редким

Российские заучивать слова!



5. Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой

И каждый вздох понятен мне на нем.


6. Я люблю тебя, русский язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.


Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик.

Я люблю тебя, русский язык.


В1. А теперь послушайте стихи – шутки о русском языке.


Не выучил.


Из-за маленькой сестрицы

Я не выучил частицы.

Мне запомнилась вполне

Лишь одна частица «не»...

- Замолчи!

- Не замолчу!

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадешь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!


Нет предлога.


Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» – предлоги...»

А хорошо бы за порог,

И мчаться по дороге...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги.


В2: А сейчас послушайте небольшую инсценировку «Как я перенес слова».

(Ученик выступает с таблицей).

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес: е – два, и получил за это «два».

Укол я перенес: у – кол, и получил за это «кол».

Опять я перенес о – пять. Теперь, надеюсь, будет пять?


Ученик(Чечикова) «Выучи русский язык»

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твѐрдой опоре–

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи–

Выучи русский язык!

Ведущий 1

Но знаешь …., русский язык очень трудный, много правил, исключений… Мне вот вспомнился один анекдот про русский язык:
Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (с грузинским акцентом):
«Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель»и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце. А слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно!

Ведущий 2
Вот поэтому многие ребята в школе не любят уроки русского языка. Русский язык – это словари, правила, ошибки……Сценка «Учеба Ашипкина»



А ш и п к и н. Кто меня звал? Я - Ашипкин! А вы кто?
Грамотей. Я знаток русского языка, а это мои друзья- ученики . Все мы пришли на праздник.
Ашипкин. Праздник! Это я люблю! На празднике бывают конфеты и подарки!

Грамотей. Да, да, конечно. Но сегодня необычный празд­ник. Сегодня праздник русского языка и литературы. Нам посчастливилось: мы говорим на русском языке. Наш язык удивительно гибкий, точный, богатый и звучный.
А вот ты, Ашипкин, знаешь, почему русский язык называют богатым?

Ашипкин.Я не понимаю, как это русский язык может быть богатым? Вот человек может! А русский язык...

Грамотей. Ты глубоко ошибаешься, друг мой. Русский язык называют богатым, потому что в нем очень много слов, позволяющих нам говорить и писать ясно, четко и красиво.

Грамотей: А чтобы еще лучше ты мог убедиться, что русский язык - путь к знаниям, давайте посмотрим, что может произойти с теми ребятами, которые плохо знают русский язык. 

Сценка «На не­обитаемом острове».

Двоечник1: Неужели мы на необитаемом острове?
Двоечник2: Можно ничего не делать!
Двоечник3: Не учить какие-то орфограммы правильного написания. 
Двоечник4: Не склонять слова!
Двоечник 1: Клево! Скучно только, что веселых перемен нет!

Поют на мелодию песни «Вместе весело шагать».

Вместе весело скакать в переменку (3 раза)
И кого-то вдруг лягнуть под коленку (3 раза).
А в столовой все ребята жуют здорово:
Раз - котлета,
Два - пюре,
И все прожевано.
Выпьют чаю и бегут скорей по этажам,
Но совсем-совсем не хочется в школу нам.
Двоечник2: Ой, что-то есть захотелось...

Двоечник3: Да, сейчас хотя бы пирожок.
Двоечник4 :Так, обед откладывается. Солнце припекает. Давайте построим шалаш!
Двоечник1: А ты умеешь?
Двоечник2: Может, лодку построим?
Двоечник3: Ты что, здесь физику надо знать,

Двоечник4: Ура! Придумала! Давайте напишем письмо!
Двоечник1: Точно, давайте писать.

Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана. Затем демонстрируют письмо зрителям:

«Мы, ученики школы № 5, папали на ниабитаемый остров и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».
Двоечник2: По-моему, здесь нужна запятая. (Ставит запятую после сло­ва «нельзя».) Теперь точно спасут. 

Грамотей. Вот что бывает, Ашипкин, если не учить русский язык! 

А ш и п к и н . Ребята, большое вам спасибо за этот праздник. Я понял, что русский язык - путь ко всем знаниям. Мне очень стыдно, что я даже в своей фамилии допускал ошибки, теперь я знаю, что надо писать не Ашипкин, а Ошибкин.


В 1: -Да, ребята, в умелых руках русский язык творит чудеса. Наверно, всем

известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

В 2: Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

В1. И на этой неделе, посвященной русскому языку и литературе, в стенах нашей школы для вас будут проводиться следующие мероприятия…. (зачитывается программа проведения недели)
Ученик

Щедрое народное наследство
-Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.


Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

В 2
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом