Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
670042, Республика Бурятия, город Улан-Удэ,
проспект Строителей, 16, [email protected]
Открытое мероприятие «Час милосердия»
Участники открытого мероприятия –
учащиеся 8 «Б» класса
Мероприятие подготовила и провела
классный руководитель 8 «Б» класса
Закаменных Вера Фёдоровна
2020 – 2021 уч. год
г. Улан-Удэ
Открытый классный час «Час милосердия»
Цели:
пробудить интерес детей к одной из актуальных проблем современного времени: отсутствие должного внимания человека к человеку, угасание сострадания и милосердия.
развивать умение сопоставлять и сравнивать факты, логически мыслить и делать выводы.
воспитывать лучшие человеческие качества: доброту, взаимопонимание, уважение к людям, милосердие.
I Организационный момент
-Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Наша сегодняшняя встреча посвящена милосердию, она так и называется «Час милосердия», а эпиграфом к нашей встрече пусть будут следующие слова:
«Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый
человек засыхает, словно одинокое бесплод-
ное дерево». (И.С. Тургенев)
«На добро отвечать добром – дело каждого,
а на зло добром – дело отважного». (Туркменская пословица)
- Перед тем, как мы начнем с вами разговор о милосердии, мне хочется узнать, с каким настроением вы пришли на нашу встречу? (Учащиеся, используя сигнальные карточки – смайлики (их три вида: веселый, нейтральный, унылый), отвечают на поставленный вопрос).
II Переход к основному моменту
1. Беседа по вопросам
- Мы начинаем разговор о милосердии. А что это такое? Что означает это слово? (ответы учащихся)
- Вы вполне верно определили значение этого слова, но давайте посмотрим, как раскрывает значение этого слова Сергей Ожегов. «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Ожегов отметил также и качества, определяющие милосердие: доброта, добродетельность, отзывчивость, чуткость. А какие качества назовёте вы, продолжив этот ряд? (ответы учащихся)
- «Учительская газета» на своих страницах в 1988 году проводила исследование на тему: «Что такое милосердие?» и получила следующие ответы своих читателей.
Давайте познакомимся с ними.
Учащийся 1
Когда я вспомнила, что медицинских сестер называли сёстрами милосердия, я поняла, что означает это слово. Почему их называли так? Если врач оказывал в основном помощь физическую, то медсестры помогали заживать ранам физическим и душевным, вселяя веру, давали силы к борьбе за жизнь – единственную и прекрасную.
Милосердие – способность человека понять беду и мягко, незаметно оказать поддержку. Для этого нужна душа.
В. Быстрова,
г. Славянск Донецкой области студентка пединститута.
Учащийся 2
Перед глазами встала картина 1945 года. Под окнами нашего шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывающих его в подвал. И вдруг, вхожу в кухню, и остолбенела на пороге: за столом с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят чумазые от угольной пыли немцы. Так и стояла, пока они ели, а потом они, низко кланяясь, благодарили мою тетю русским словом «спасибо». Было мне тогда восемь лет.
- Как так, - плача говорила я, - ты кормишь их, ты все забыла? Забыла, как нас расстреливали из пулемета с самолета, как нас бомбили, как мы голодали, как мерзли в лесу, как умерли наши малыши?
Я была потрясена. А тетя просто и спокойно ответила мне:
- Они же голодные.
Это был первый урок милосердия. Помню, потом и другие женщины, и мы, дети, стали подкармливать немцев.
А вот равнодушный человек не может быть милосердным.
Д. Щербак,
г. Киев учитель.
Учащийся 3
Милосердие – понятие очень емкое и включает в себя такие добродетели, как сострадательность, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечие, незлобивость, человеколюбие, любовь к своему Отечеству, благотворительность …
Милосердие требует души, терпения.
И. Клепиков,
г. Челябинск учитель – пенсионер, ветеран ВОВ
- Читатель И. Клепиков с горечью отмечал, что «ныне милосердие оттеснено на задний план и заменено бездушием, чёрствостью, эгоизмом». Он задаётся вопросом: «С какого же времени укрепилось в нас нечеловеческое? И что явилось причиной падения человека?» Давайте же и мы попытаемся сегодня в этом разобраться: почему современный человек ощущает дефицит доброты милосердия?, может в наши дни увеличилась потребность человека в доброте?, а может быть, дело в том, что мы стали жестче друг к другу?, или стали ранимее? Что же это – всеобщее заражение эгоизмом и чёрствостью?
Возможно, что мы не дадим сегодня ответов на все поставленные вопросы, но то, что мы подумаем над ними, это будет очень важно для каждого из нас.
- Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга или родственника кто-то обидел? (Ответы учащихся)
- Скажите, а какие чувства охватили вас в этот момент? (Ответы учащихся)
- Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы учащихся)
- А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы учащихся)
- Давайте поставим себя мысленно на место обиженного вами и подумаем: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Ответы учащихся)
- В Евангелии от Матфея сказано: «… во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти «Золотые слова» определяют все ваши поступки в жизни. Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие люди его любили, заботились о нём. Но не каждый знает, что всё это нужно заслужить. Ведь человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Добро всегда противостояло злу, но оно требует каждодневного, ежечасного терпеливого труда. Всем людям хочется, чтобы их друзья, родные, близкие и даже чужие относились к ним внимательно, с уважением и я не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, милосердному человеку окружающие люди всегда относятся по-доброму, только такого человека все любят, уважают, и только у такого человека есть верные, надёжные друзья.
- Скажите, а трудно быть внимательными, вежливыми, милосердными друг к другу? (Ответы учащихся)
- Испытали ли вы в жизни милосердие другого человека, близкого или чужого? (Ответы учащихся)
Учащийся 1(зачитывается выдержка из газеты)
Испытала ли я милосердие другого человека? В 10 классе со мной случилось то, за что я всегда осуждала других девочек. Мать сказала: «травись или душись!» А я хотела жить. О плохом не думала. Сын родился 7-месячный, больной. Мать меня выгнала. Вся в слезах я пришла к своей учительнице. Она меня устроила в школу работать техничкой. Работала вместе с Алёшкой, поставлю коляску в учительской или пионерской комнате и убираю. Работала у нас в школе тоже техничкой Валентина Ивановна Чернышова. Стала я жить у неё. Как я благодарна ей! Я считаю, что мир держится на таких добрых людях.
Горьковская область О. Юрочкина
- А приходилось ли вам в жизни проявить милосердие? (Ответы учащихся)
- Из ваших ответов видно, что проявлять милосердие совсем не трудно.
Да, нетрудно уступить пожилому человеку или женщине с ребёнком место в автобусе, первому поздороваться, быть вежливым.
Спасибо, пожалуйста, будьте любезны – эти добрые слова – цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Учащийся 2
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
- А какие вы слова приветствия, доброго отношения знаете? («Доброго здоровья», «Счастливого дня», «Будьте добры»…).
- Замечательно! Чувствуете, как тепло и уютно всем стало от этих слов? А скажите, пожалуйста, каким образом можно усилить красоту, обаяние этих слов? (С помощью улыбки и доброжелательного взгляда).
- Разумеется, если вы с безразличным лицом, насупленным взглядом будете говорить добрые слова, то человек просто не поверит в вашу доброжелательность и искренность. Вспомните песню крошки Енота.
От улыбки станет всем светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
- Доброта и милосердие – самые ценные нравственные качества русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте и милосердии создала русская мысль. Давайте вспомним некоторые из них.
Учащийся 3
Не одежда красит человека, а его добрые дела
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет
Злой плачет от зависти, а добрый от радости
Милые слова дороже богатства
Не хвались серебром, а хвались добром
Добро век не забудется
Доброму Савве добрая и слава
Жизнь дана на добрые дела
Не ищи красоты, а ищи доброты
Мир не без добрых людей
Не смейся над старым, и сам будешь стар
Кто добро творит, тому бог отплатит
В ком милосердия нет, в том и правды мало
- Ребята, случалось ли с вами, что, нечаянно обидев кого-то, вы промолчали от стыда, ушли, не извинившись? (Ответы учащихся)
- В этой ситуации необходимо извиниться, иначе вы дважды обидите человека: в первый, когда нанесли обиду, и во второй, когда не извинились за совершенный поступок. А какими словами вы могли бы загладить свою вину? («Извините, пожалуйста», «Я очень огорчен»…).
- Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Ведь человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. А.Н. Толстой сказал: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Учащийся 1
Орбитой любви и привета
Пусть будет наша планета
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом
(П. Елфимов).
- Ребята! Я призываю вас: спешите делать добро, украшайте милосердием свою жизнь и жизнь окружающих нас людей. (Зачитываются выдержки из творческих работ учащихся. Сочинения находятся на классной доске, учащиеся выходят, снимают свою работу и зачитывают).
III Заключение
Учащийся 2
Живая вода
В отчаянье мы часто замечаем,
Что нету сил порвать беды кольцо,
И в каждом человеке мы встречаем
Лицо врага, недоброе лицо.
Не помним часто заповеди Божьей,
Что ближнего должны мы возлюбить,
Считаем все враньем, коварством, ложью,
А мыслей злых назад не воротить.
Нельзя жить по законам волчьей стаи
Как осудили, казнили Христа.
Давайте милосердней, люди, станем,
Ведь жизнь и так уж очень не проста.
Давайте пожалеем мы скорбящих,
Поплачем вместе над чужой бедой
И примем в жизни ближнего участье…
И напоим сердца живой водой!
(Классный руководитель раздает листы с текстом песни Б. Окуджавы «Пожелание друзьям». Учитель начинает, а учащиеся подхватывают, и все хором исполняют песню)
- Наш с вами разговор о милосердии я начала с того, что предложила вам, используя тот или иной смайлик, показать с каким настроением вы пришли на классный час. А сейчас какое у вас настроение? (Учащиеся, используя сигнальные карточки – смайлики (их три вида: веселый, нейтральный, унылый), отвечают на поставленный вопрос).
IV Итоги классного час, выводы.