СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое мероприятие "Литература Дона"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма- викторина и творческая работа.

Расширение знаний о фольклоре и литературе Дона, развитие творческих способностей. Вы узнаете много нового и интересного о писателях и поэтах,  литературных местах. Получите основы  литературного творчества. Вы убедитесь, что писатели живут рядом с нами и что в каждом сокрыт талант, который при желании можно развивать. 

Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие "Литература Дона"»

Открытое мероприятие

викторина «Литература Дона»

Педагог д/о Данцова Л.А.


План – конспект.

Вступительное слово.

Литературное краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний по литературе и истории родного края. Литература Донского края - часть русской классической литературы. Занятие проведем в форме викторины и творческой работы.

Нашей задачей станет расширение знаний о фольклоре и литературе Дона, развитие творческих способностей.

Вы узнаете много нового и интересного о писателях и поэтах, литературных местах. Получите основы литературного творчества. Наше занятие откроет вам новое понимание литературы, вы убедитесь, что писатели живут рядом с нами и что в каждом из вас сокрыт талант, который при желании можно развивать.

Первую часть занятия проведем в форме беседы и игры.


1. Литературная викторина.

1. Донской фольклор.

Что такое фольклор?

Какие жанры фольклора вы знаете? (Загадки, пословицы, поговорки, предания, легенды, былички, сказки, из народно- календарной и обрядовой поэзии (колядки, щедровки).

Былины. «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня гуляет по полю Куликову», «Возвращение Дончака-Добрыни из Туретчины». Исторические и лирические песни.

О ком пели песни казаки? (Пугачев, Платов, Булавин, Ермак, Разин) «Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов».


2. Древнерусская литература.

Назовите жанры древнерусской литературы? (повесть, слово, сказание, житие) «Повесть об Азовском осадном сидении казаков», «Слово о полку Игореве» (Белая Калитва, 1185 г. битва с половцами), «Задонщина». Жития Димитрия Ростовского и Павла Таганрожского.


3. Русские писатели и поэты на Дону.

Кто из русских писателей и поэтов побывал на Дону?

19 век -А. П. Чехов очерк «Степь» - степь приазовская в хуторе Недвиговка, Жуковский, Л. Толстой, В.Г. Короленко «Дети подземелья», «Слепой музыкант», Н.С. Лесков «Левша» (об атамане Платове), А. Толстой.

Русские поэты: А. Пушкин посетил Дон в 1820, 1828, 1829 годах: Таганрог, Аксай, Ростов, Новочеркасск, Старочеркасск; «Дон», «Был и я среди донцов», «Делибаш». А. Кольцов «По-над Доном сад цветет», И. Никитин «Донцам», Н. Огарев «Дон», Н. Щербина, А. Майков, Рылеев К. «Дмитрий Донской», Г. Державин, В. Жуковский «Певец во стане русских воинов».

(Первая библиотека на Дону в Новочеркасске 1859 г., в Ростове 1886, РГУ 1915г.)

20 век- М. Горький, Есенин, Маяковский, Сирафимович, Станюкович, Фадеев, Дюма. Ю. Друнина «В степи», В Гиляровский «Старогладовцы», «Мои скитания»; А. Солженицын «Крохотки» (лауреат Нобелевской премии «Архипелаг ГУЛаг»)

Кого из донских писателей или поэтов вы знаете?

Проза: И. Василенко «Артемка», М.А. Шолохов «Федотка», «Жеребенок», «Нахаленок», П. Яковлев «Первый ученик», В. Закруткин «Матерь человечекая», А. Серафимович, В. Панова «Сережа», М. Никулин, Б. Изюмский. Донские сказочники и фантасты: П. Лебеденко, Г. Аматуни, Н. Суханова, Ю. Дьяконов. М. Шолохов «Они сражались за родину», «Поднятая целина», «Тихий Дон»; А. Калинин «Цыган», «Реквием». .

Поэзия: Н. Доризо «Дон», Е. Долматовский «Сенокос», Н. Скребов, Б. Примеров, М. Танич «На дальней станции сойду», Д. Долинский, И. Холупский .

Поэты нашего микрорайона Чкаловский В. Тихонов, М. Кострикин, А. Пепеляева, Т. Кириченко. Ростовские барды, клуб «Окраина» при библиотеке им. Чернышевского, «Созвучие», «Дон»., «Лира».

Какие литературные места Донского края вы знаете?

(Донские станицы: Раздоры. Таганрог, Кочетовская, Пухляковская. Старочеркасская, Новочеркасск, Музей-заповедник М.А. Шолохова в станице Вешенской).


5. Ономастика и топонимика Дона.

Что означает слово «Дон» (- (осетинс.) река, (тюркс.) вода.)?

Итог: с Доном связаны имена многих русских писателей и поэтов. Одни из них родились на Дону, другие побывали на его берегах. И в творчестве каждого нашла свое отражение тема родного края.


2. Творческая работа. «Литература - это искусство слова».

Вы сегодня будете в роли писателей, рисующих природу при помощи слова. Вспомним, что пейзаж- картина природы..

Каким же талантом надо обладать, чтобы описать красоту природы! Писатели могут, что им в этом помогает? Конечно же изобразительно-выразительные средства.


Задание 1. Найдем образные определения в тексте.

Осенний вечер

За вершинами дальнего леса скрылось солнце. Пахнет прелой листвой, сырой землей. Сам собою шевельнулся на земле одинокий желтый листочек. Подул легкий ветерок и смел его с тропинки. Прислушайтесь к таинственным звукам осеннего вечера...

Эпитеты не только описывают явление, но и передают настроение автора и его отношение к происходящему.


Задание 2. Прочитайте рассказ

Осень

Прошлась по нашему городу осень. Разбросала по земле листья. Накрыла покрывалом траву. Как все вокруг красиво! Ветер пробежал по деревьям. Легко дышать воздухом. Осень будит во мне чувства.

Бедный рассказ. Давайте украсим его образными определениями.

Задание 3. Составим словарь «осенних» эпитетов.


Осень (какая?) сырая, разноцветная, тихая, унылая, пестрая, яркая, красочная, удивительная…

Земля (какая?) влажная, сырая, мокрая, черная…

Лист (какой?) багряный, печальный, желтый, бордовый, пурпурный…

Трава (какая?) блеклая, бурая, жухлая, вялая, пожелтелая…

Покрывало (какое?) разноцветное, пестрое, яркое, красочное…

Ветер (какой?) буйный, веселый, вольный, зябкий, порывистый, шальной…

Воздух (какой?) бодрящий, чистый, влажный, упоительный, хмельной…

Чувство (какое?) безотчетное, глубокое, светлое, странное, грустное, невыразимое, возвышенное…

Настроение (какое?) великолепное, лирическое, грустное, осеннее, приятное, романтическое…

Задание 4. Впишите в текст понравившиеся эпитеты.

Прошлась по нашему городу_____________________ осень.

Разбросала по ___________________ земле ______________листья.

Накрыла ___________________покрывалом ____________________ траву.

Как все вокруг красиво!

Легко дышать _____________________________________ воздухом.

Осень будит во мне __________________________________ чувства.

Настроение ________________________________________________.

Прочитайте рассказ.

Вывод: Эпитеты – образные, эмоциональные определения, служат для описания природы, выражают чувства и настроение автора, делают речь красивой, яркой, образной.


Задание 5: сочините небольшой рассказ на «осеннюю» тему. Используйте эпитеты.

ИТОГ. Надеюсь, что кто-нибудь из вас станет писателем, а пока вы только учитесь.

Осень у реки

Лариса Данцова.

Идет увядающая осень в мокром отрепанном плаще, и ее мягкая поступь чувствуется на всем. Брожу и я по краю рощи вдоль реки. Сырой ковер из зеленой и засохшей травы опутывает ноги. Иду и принимаю всей душой прелести поздней осени. Осень- это период особого ощущения поэтической причастности к природе. Свет, цвет и запах образуют единое целое, замешанное на нежности, тихой радости и грусти. Люблю осень за тишину, за запах преющей листвы, за пушкинские стихи об унылой поре, от которых в моей душе рождаются поэтические строчки:

Я спешу на свидание с осенью,

Под шатер неба синего с проседью,

По тропинке листвой запорошенной,

Желанной, любимой, восторженной.























Рабочий лист занятия

Задание 1. Найдите эпитеты в тексте.

Осенний вечер

За вершинами дальнего леса скрылось солнце. Пахнет прелой листвой, сырой землей. Сам собою шевельнулся на земле одинокий желтый листочек. Подул легкий ветерок и смел его с тропинки. Прислушайтесь к таинственным звукам осеннего вечера...

Задание 2. Прочитайте рассказ

Ростовская осень

Прошлась по нашему городу____________________________________ осень.


Разбросала по _________________ земле _________________________листья.


Накрыла ___________________покрывалом_______________________ траву.


Как все вокруг красиво!

__________________________________________ветер пробежал по деревьям.


Легко дышать _____________________________________________ воздухом.


Осень будит во мне ________________________________________ чувства.


Настроение _______________________________________________________.

Задание 3. Словарь «осенних» эпитетов.

Осень (какая?)

Земля (какая?)

Лист (какой?)

Трава (какая?)

Покрывало (какое?)

Ветер (какой?)

Воздух (какой?)

Чувство (какое?)

Настроение (какое?)


Задание 4. Впишите в текст эпитеты.

Задание 5. Напишите небольшой рассказ на «осеннюю тему». Используйте эпитеты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!