ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Открытое занятие
Тема: « Правила нравственности»
Подготовила: Стадникова В.Н.
Валуйки
январь 2018
Цели:
- продолжить знакомство с правилами нравственности, формировать активность восприятия;
- развивать познавательные способности, словесно- логическую память;
- воспитывать ценностное отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям, доброжелательность, честность
Оборудование: мультимедиа, компьютер, аудиозапись «Звуки леса», песня С.Копыловой «Про собаку»,
I. Вступительная часть
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с небольшого стихотворения Е. Каргановой «Кого я уважаю» и прочитает нам его Щербатова Т.:
Я уважаю муравья
За то, что он трудолюбивый.
Я уважаю соловья
За песен звонких переливы.
Я уважаю снегирей
И дятлов тоже уважаю
За то, что родины своей
Они в мороз не покидают.
Еще я уважаю снег
За то, что он весной растает.
Я очень уважаю тех,
Кто никого не обижает.
2.Беседа по вопросам: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?
Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.
Воспитатель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.
II. Основная часть.
Сегодня мы познакомимся с особым правилом для всех без исключения, независимо от возраста, национальности. Это « золотое правило нравственности».
Обсуждение вопросов по теме занятия.
Что такое нравственность?
Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
(П.Гольдбах)
Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.
(Гельвеций)
нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. (Цицерон)
Примерные ответы учеников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.
Воспитатель: Действительно, существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности, являются простыми нормами поведения людей. Множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Нормы нравственности помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.
Кто следит за выполнением этих правил?
Записаны ли они где-либо?
Наказывается ли человек, отступивший от этих правил?
За выполнением нравственных предписаний следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети высказывают свои варианты).
Нормы нравственности.
Воспитатель: Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.
(уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения).
Притча старого индейца.
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце победит?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Разрешение ситуаций по группам.
Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.
Ситуация №1. Ваша одноклассница известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?
Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?
Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?
Ситуация №3. Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите?
Предложу посмотреть передачу вместе с братом.
Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.
Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
Пойду погуляю с братом.
Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.
Ситуация №4. Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: "Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому".Как ты поступишь?
Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
Предложу решить голосованием.
Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.
Подниму руку, что не пойду.
Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.
Ситуация №5.
Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете учителю поступить при распределении ролей?
Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
Главные роли дать желающим.
Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.
Желающим тянуть жребий.
Пусть решат сами участники спектакля.
Физкультминутка.
Комментарии к выполнению задания:
Распределите выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.
Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью: "Поспешай делать добро".
Какой вариант поступка в ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.
Слушание песни с.Копыловой «О собаке»
Беседа по вопросам.
- Понравилась вам песня?
-Какие чувства она вызывает у вас?
- А как бы вы поступили?
III. Заключительная часть
5.Итоги.
Давайте посмотрим мультфильм «Так сойдет».
Итак, подведем итог. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.
А как вы хотите, чтобы другие относились к вам?
А как вы должны относиться к другим людям?
Давайте тогда сформулируем золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Рефлексия.
- А теперь перед вами смайлики, если вам понравилось занятие, то прикрепите на эту половину доски, а если нет, то на другую.