СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие для 5-6 классов "Правила нравственности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями данного мероприятия является формирование ценностного отношения к семье, близким, воспитание любви и уважения к окружающим

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие для 5-6 классов "Правила нравственности"»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»









Открытое занятие





Тема: « Правила нравственности»



Подготовила: Стадникова В.Н.





Валуйки



январь 2018







Цели:

- продолжить знакомство с правилами нравственности, формировать активность восприятия;

- развивать познавательные способности, словесно- логическую память;

- воспитывать ценностное отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям, доброжелательность, честность

Оборудование: мультимедиа, компьютер, аудиозапись «Звуки леса», песня С.Копыловой «Про собаку»,

I. Вступительная часть

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодняшнее занятие хотелось бы начать с небольшого стихотворения Е. Каргановой «Кого я уважаю» и прочитает нам его Щербатова Т.:

Я уважаю муравья

За то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает.

2.Беседа по вопросам: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением?

Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.

Воспитатель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.

II. Основная часть.

Сегодня мы познакомимся с особым правилом для всех без исключения, независимо от возраста, национальности. Это « золотое правило нравственности».

  1. Обсуждение вопросов по теме занятия.

Что такое нравственность?

Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. (Цицерон)




  • Скажите, пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему?

Примерные ответы учеников: Нет. Наши желания не всегда безопасны для окружающих. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему.

Воспитатель: Действительно, существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности, являются простыми нормами поведения людей. Множество людей с разными взглядами, вкусами, настроениями, мыслями, знакомые и незнакомые, старые и молодые вступают в контакты между собой. Нормы нравственности помогают им сгладить, а порой и избежать разных конфликтных ситуаций.

Кто следит за выполнением этих правил?

Записаны ли они где-либо?

Наказывается ли человек, отступивший от этих правил?

 За выполнением нравственных предписаний следит сам человек, а именно, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки. А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Дети высказывают свои варианты).

  1. Нормы нравственности.

Воспитатель: Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.

(уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения).

Притча старого индейца.

 Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

  Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

 - А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Разрешение ситуаций по группам.

Учитель: Давайте с вами попробуем разрешить нравственные дилеммы. Дилемма – это двойное предположение.

Ситуация №1. Ваша одноклассница известна как сплетница и ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее не можете терпеть. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Дайте нравственную оценку: будет ли это «наказанием» для ябеды или «преступлением» с вашей стороны?

Ситуация №2. Представьте, что на улице вы нашли дорогой телефон, тот о котором, так долго мечтали. Что вы будете делать? Попытаетесь вернуть телефон владельцу? Присвоите телефон себе? Или может быть просто пройдете мимо находки?

Ситуация №3. Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите?

  • Предложу посмотреть передачу вместе с братом.

  • Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.

  • Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

  • Пойду погуляю с братом.

  • Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

Ситуация №4. Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: "Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому".Как ты поступишь?

  • Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно

  • Предложу решить голосованием.

  • Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.

  • Подниму руку, что не пойду.

  • Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.

Ситуация №5.

Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы посоветуете учителю поступить при распределении ролей?

  • Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

  • Главные роли дать желающим.

  • Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.

  • Желающим тянуть жребий.

  • Пусть решат сами участники спектакля.

Физкультминутка.

Комментарии к выполнению задания:

Распределите выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.

Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью: "Поспешай делать добро".

Какой вариант поступка в ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.

  1. Слушание песни с.Копыловой «О собаке»

  2. Беседа по вопросам.

- Понравилась вам песня?

-Какие чувства она вызывает у вас?

- А как бы вы поступили?

III. Заключительная часть

5.Итоги.

Давайте посмотрим мультфильм «Так сойдет».

Итак, подведем итог. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, а именно: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.

А как вы хотите, чтобы другие относились к вам?

А как вы должны относиться к другим людям?

Давайте тогда сформулируем золотое правило нравственности:  «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Рефлексия.

- А теперь перед вами смайлики, если вам понравилось занятие, то прикрепите на эту половину доски, а если нет, то на другую.