Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования"
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Трощенкова Н.Ю.
План-конспект занятия по хореографии «Партерная гимнастика».
(для детей 6-7 лет)
Цель: укрепить мышечную структуру и приобщить к здоровому образу жизни обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- освоить упражнения на выносливость и гибкость;
- развить познавательный интерес и творческий потенциал детей.
Развивающие:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости;
- развитие координации движений.
Воспитательные:
- активизация творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- формирование эстетического восприятия.
Тип занятия: выработка умений и навыков
Основные методы работы: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), игровой (игровая форма подачи материала), импровизации, по показу».
Средства обучения: танцевальный зал, музыкальный центр, флеш-носитель, коврики.
Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, индивидуализации (с учетом реальных особенностей группы).
Структура проведения занятия:
- Вводная часть 3-5 мин.
- Основная часть 35 мин (разминка 5-7 мин., комплекс «партерной гимнастики» 20 мин., танцевальная импровизация с использованием технологии индивидуализации 5-7 мин.)
- Заключительная часть 5 мин.
План занятия.
Вводная часть (3-5 мин): вход обучающихся в танцевальный зал, построение по линиям, поклон, педагог обозначает тему и цель занятия.
Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся с комплексом «Партерной гимнастики», который поможет вам сформировать правильную осанку. Эти упражнения помогут вам красиво танцевать, укрепят различные группы мышц, разовьют гибкость и координацию. Поэтому этот комплекс необходимо выполнять на занятиях систематически.
Основная часть (35 мин.)
Педагог: перед началом выполнения упражнений необходима небольшая разминка для разогрева мышц.
Проводится разминка на середине зала (5-7 мин.):
- упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
- наклоны и повороты головы;
- круговые вращения кисти рук, «волна»; «краски»; «кисти»;
- подъем плеч вверх («удивляемся»), круговые движения плеч;
- наклоны и повороты корпуса (с хлопком);
- подъем на п/пальцы по 6 позиции; поочередное поднимание на п/пальцы;
- plie - releve по 6, I и II (выворотной и не выворотной) позициям.
Педагог: наши мышцы разогреты. И теперь я предлагаю отправиться в путешествие на «Солнечную полянку», где можно полежать, поиграть и пофантазировать. В нашем путешествии мы сможем посетить много интересных мест. А помогут нам в этом «волшебные» коврики, берем коврики и садимся на свои места.
Комплекс «Партерная гимнастика» (20 мин.)
Педагог: упражнение 1. «Солнышко».
И.П. ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Муз. размер 4/4.
1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.
2 такт – вернуться в исходное положение, движение повторить с левой ноги. Упражнение повторяется 4 раза.
Упражнение 2. «Греем носочки».
И.П. – руки упор сзади, ноги вытянуты вперед. На счет «1» – натянуть носочки от себя, на счет «2» - сократить стопы на себя. Упражнение повторяется 8 раз.
Упражнение 3. «Бабочка на цветочке».
И.П. ноги подтянуты к себе, спина ровная, колени раскрыты в стороны, как «крылья у бабочки», руки - упор сзади. Стараемся коленями достать до пола. «Бабочка посидела на цветочке и полетела», руки плавно изображают полет «бабочки», ноги остаются развернутыми, следим за осанкой. «Бабочка полетала и приземлилась на цветочек». Упражнение повторяется 4 раза.
Педагог: полюбовались мы на бабочек, но нам нужно отправляться дальше. Садимся на «велосипед» и поехали к озеру.
Упражнение 4. «Велосипед».
И.П. ноги на 90 градусов, стопы сокращены, руки вдоль корпуса. Ноги поочерёдно сгибаются в коленях, описывая, круг в воздухе.
Педагог: и вот мы с вами на озере. Посмотрите, какая красивая лодочка (педагог показывает наглядное пособие). Мы тоже умеем быть такими лодочками. Сейчас посмотрим, чья лодочка лучше.
Упражнение 5. «Лодочка».
И.П. лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно дети поднимают ноги и руки, изображая качающуюся лодочку. Упражнение повторяется 4 раза.
Педагог: за нашими лодочками наблюдали уточки. Давайте изобразим, как плещутся уточки на озере.
Упражнение 8. «Уточка».
И.п. лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками. Удерживать, это положение, прогнувшись в спине на 4 счета. Упражнение повторить 8 раз. В дальнейшем для развития гибкости поясного отдела постараться достать ногами пол перед головой, руками надо держаться за бедра.
Педагог: На уточек прискакали посмотреть лягушки. Давайте посидим и немножко отдохнем, так же как это делают лягушки.
Упражнение 6: «Лягушка».
И.П. лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, стопы прижаты друг к другу, колени максимально разведены в стороны. Педагог подходит к каждому ребёнку и легонько давит на ягодицы, при этом поднимая носочки наверх. Цель упражнения - достигнуть как можно большой площади соприкосновения с полом.
Педагог: на «лягушку» прилетела посмотреть «стрекоза».
Упражнение 7. «Стрекоза».
И.П.: сидя на коврике ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком.
На счет «1» руки, как «крылья» поднять в стороны, на счет «2» натянутые ноги поднимаются над полом на 25 градусов, как «хвост у стрекозы». В таком положении держим равновесие на счет «1-8», следим за осанкой. Упражнение повторить 4 раза.
Педагог: «стрекоза» полетела на «Солнечную полянку», и мы вслед за ней отправимся туда же. Итак, мы снова на полянке.
Танцевальная импровизация с использованием технологии индивидуализации (5-7 мин.)
Педагог: я хочу рассказать вам сказку, а вы мне будете ее показывать (используется метод импровизации и фантазирования).
Педагог: пригревает солнышко, на поляне расцветают красивые цветочки (дети, сидя на коленках, сложив на полу руки ладонь в ладонь, изображают цветок). Цветочки просыпаются, раскрывают свои лепестки (дети тянут руки вверх, раскрывают их в стороны, затем потихоньку поднимаются на ноги, придумывая свои образы цветочка, танцуют, соревнуясь друг с другом). Задача педагога на данном этапе просмотреть индивидуально танцевальный этюд каждого обучающегося, словесно поощряя, одновременно указывая на недостатки. Педагогу необходимо мотивировать детей на выполнение задания в соответствующем образе.
Педагог: вдруг подул лёгкий ветерок (дети начинают качать руками из стороны в сторону). Ветер усилился, и цветочки наклоняются до самой земли (дети начинают сильно раскачиваться из стороны в сторону, стараясь достать руками до пола). Цветочки закружились от ветра, и затанцевали (дети начинают кружиться сначала в одну сторону, потом в другую).
Используется метод «по показу». Сначала педагог начинает импровизировать, а дети повторяют за ним, затем дети импровизируют самостоятельно. Этот метод иногда используется, при помощи обучающегося, который самостоятельно начал импровизировать и взял инициативу в свои руки.
Педагог: на танец цветочков прилетели посмотреть бабочки (дети поднимаются на полупальцы и машут руками, как крылышками).
Для вовлечения детей в процесс фантазии педагог использует прием «дополнение», т.е. предлагает каждому ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу.
Педагог: бабочкам понравился танец цветочков, и они пригласили на полянку пчёлок! Пчёлки жужжат и собирают пыльцу с цветочков (дети начинают бегать по залу, прижав локти к корпусу, и быстро машут руками вверх и вниз, изображая летающих пчёлок, затем садятся на корточки, изображая, как пчёлки «собирают пыльцу в корзинку»).
Для выполнения этой задачи педагог предлагает детям несколько вариантов движений под музыку. Каждый ребенок, используя свое воображение, старается достичь лучшего результата и отличиться. Тем самым педагог создает условия для соперничества внутри коллектива, работая индивидуально с каждым, контролируя при этом баланс между положительными и отрицательными действиями детей, создавая общий эмоциональный настрой. В результате такого творческого процесса получается интересный танцевальный этюд. Так общим старанием создается целостная картина.
Рефлексия.
Педагог: Сегодня мы побывали с вами на «Солнечной поляне», узнали что такое «Партерная гимнастика», создали интересную сказку. Вы создали очень красивые цветочки, беззаботно порхающих бабочек и трудолюбивых пчелок. Молодцы! Я в восторге от ваших танцевальных фантазий. А вам понравилось создавать танцевальную сказку? Чтобы выявить это я предлагаю вам выбрать цветок. Если понравилось - то выбираем – красный цветок, если не очень понравилось - желтый, а если совсем не понравилось – синий. (Дети выбирают, заранее подготовленные из бумаги цветы).
Выбрав цветы, дети собирают их в букет и дарят педагогу. По результату выбранного цвета можно будет сделать вывод: насколько легко удалось детям справиться с заданиями на занятии.
Педагог: Давайте поблагодарим, друг друга за занятие. (Дети выполняют – поклон и выходят из зала).
В результате, с помощью педагогических методов педагог уделяет внимание не только группе в целом, но и каждому индивидуально. На занятии создается ассоциативный ряд, благодаря которому ребенок запоминает последовательность движений или сами движения, включая свое внимание, память, воображение и фантазию в разных его проявлениях.
Список литературы:
Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.
Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. – М.2002.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: ВАКО, 2004.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.