Открытый классный час
в 4 «б» классе:
«Учимся быть терпимыми (толерантность)»
Подготовила:
учитель начальных классов
Гаджиева Гульжанат Омаровна
Избербаш, 2024г.
Цели: Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения; формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.
Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Ход беседы
Эпиграф:
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу ( Слайд 1.)
1. Вступительное слово учителя. (слайд 2)
Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них что возник ? Правильно. Конфликт. А на чем основан этот конфликт? На различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Как бы вы переписали конец сказки.
– О чём эта сказка?
-У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному и, чтобы конфликта не было, нужно с пониманием относится к чужому мнению и быть терпеливым.
Сегодня мы будем с вами говорить о терпимости друг к другу.(слайд 3)
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность. (Слайд 4)
Из истории.
На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был талантливым человеком во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность". Толерантность людей – это самое важное условие мира и согласия в семье, коллективе, обществе.
-Всегда ли мы уважаем мнение других?
-Давайте посмотрим видео, чтобы понять, что такое толерантность.
Видео толерантность (слайд 5)
(слайд 6)
Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
– Что понимают под словом толерантность разные культуры. (Слайд 7)
– А давайте подумаем, можно ли жить мирно и не ссориться в классе?
– Как это сделать? (Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг).
Правила управления конфликта в классе (слайд 8)
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
Пример для позитивного ( доброго, светлого) окончания конфликта. (слайд 9)
Сказка про толерантность
В некотором царстве, в некотором лесном государстве жил ежик…
Был он такой маленький, маленький, но такой нетерпимый…
Его раздражали все: беспокойные сороки, веселые белочки, шумные барсучата.
И вот однажды утром он подошел к зеркалу, а там такое…. (злой еж)
Ежик, сломя голову побежал к сове.
- Тетушка сова, тетушка сова,
- прорыдал еж,
- что это со мной?
Сова – ха – ха, чего ты удивляешься, ты был таким всегда, когда ругался и топал ногами на других зверей.
-Мне не смешно, - обиделся ежик.
- Это результат твоей нетерпимости к другим. Ты своим злым поведением разбудил в себе страшного и ужасного зверя!
Что же делать? – заплакал ежик.
- Не плачь, я постараюсь тебе помочь. Я назначаю тебе: успокаивающие ванны, лечебные пиявки и зарядку для лица.
- Что за зарядка, спросил ежик?
Просыпаешься утром и улыбаешься.
Умываешься – улыбаешься.
Завтракаешь – улыбаешься.
Встречаешь белочек, барсучат или других зверей и им улыбаешься.
- А поможет?
- Конечно.
- Главное чтобы ты научился быть терпимым к
другим зверям. Научись относиться с уважением, добротой и любовью к другим жителям леса.
- Я постараюсь! – сказал ежик.
И вот через некоторое время по лесу бегал веселый, задорный ежик с которым все хотели играть.
Как вы поняли эту сказку?
(слайд 10)
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” темной) и “Ян” (светлой”).
В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.
Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.
Стихотворение «Дружба»
Есть у меня хороший друг,
А у меня подружка.
Его Рамазаном зовут,
Ну, а ее – Камилой.
Мы дружим с ней уже давно,
Но тут не все так гладко.
Бывают ссоры и у нас.
Об этом по порядку.
Бывает, злит она меня,
И тут уж не до смеха.
Прибить ее желаю я,
Но тут одна помеха…
Ой, ну ты, Рома, завернул,
А ведь и сам не пряник.
Сравненью мы не подлежим,
Но нам не надо нянек.
Мы очень разные с тобой.
Как дробь и уравненье.
Но все ж сестрой ее зову
И рад ее терпенью.
И дружба наша на века,
Как дважды два четыре.
Терпенье, ум и доброта
Спасут нас в этом мире.
Для того, чтобы мы каждый поняли что такое толерантность мы с вами поиграем в игры.
1.Игра “Камушек в ботинке”(слайд 11)
Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
2.Игра “Жемчужина в раковине”(слайд 12)
Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
3.Игра «Эмоции»(слайд 13)
Подберите те слова, которые соответствуют каждой из этих эмоций.(Что выражает каждая картинка: радость, злость, неизвестно)
Радость - сотрудничество, доброжелательность, любознательность, милосердие, доверие, чувство юмора, желание что-либо делать вместе.
Злость - раздражительность, злость, конфликт, враждебность, зависть, мстительность, злорадство, вспыльчивость, бессердечность, злопамятность, ложь.
Неизвестно - терпимость, умение слушать, прощение, умение слушать других, умение не осуждать других, сострадание
4.Игра «Фисташки»
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):
- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?
- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?
- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
- Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?
- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Мини-исследование «Цвет глаз у моих одноклассников»
Легенды древних греков рассказывают о богине утренней зари Ирис, раскидывающей по утрам по небу свой переливчатый плащ, создавая разноцветные зори. Отсюда и возникло название глазной радужки, отличающейся разными оттенками от черного до совсем светлого .
Оказывается, по цвету глаз можно определить качества человека:
1.Карий.(слайд 14)
Кареглазые умеют нравиться людям, привлекательны и всегда со вкусом одеты. Имеют хорошую память и очень рассудительны, доброжелательны, но часто бывают капризны. Они общительны, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы.
2.Зеленый(слайд 15)
Это настойчивые и трудолюбивые люди, требовательные к себе и окружающим. Для друзей сделают все возможное и невозможное, но оскорбления или предательства никогда не прощают.
Они честны, прямы, принципиальны.
3.Голубоглазые –(слайд 16)
Мечтательны. Еще они капризны. Их настроение может меняться по сто раз в день. Они то стремительно берутся за работу, то начинают лениться. Они легко заводят новых друзей, легко расстаются . Когда у них хорошее настроение, с ними весело и приятно. Когда они в гневе, от них следует держаться подальше. У них богатая фантазия. Среди них много талантливых и творческих людей.
4.Серые(слайд 17)
Свойственна смелость, упрямство, целеустремлённость. Обладатели таких глаз никогда не сомневаются в себе, настойчивы. Они уверенно идут к цели и успеха добиваются почти всегда.. Они трудолюбивы, добросовестны, надежны . Доброжелательно относятся ко всем людям, любят заботиться и опекать других.
-Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Каждый человек должен обладать такими качествами, как ( на доске)взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
На прощание я хочу рассказать вам ещё одну притчу.
Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя.
Социальный ролик(слайд 18)