СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час на тему "Учимся быть терпимыми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый классный час на тему "Учимся быть терпимыми"

Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час на тему "Учимся быть терпимыми"»


Открытый классный час

в 4 «б» классе:

«Учимся быть терпимыми (толерантность)»




Подготовила:

учитель начальных классов

Гаджиева Гульжанат Омаровна


Избербаш, 2024г.



Цели: Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения; формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Ход беседы

Эпиграф:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу ( Слайд 1.)


1. Вступительное слово учителя. (слайд 2)

Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них что возник ? Правильно. Конфликт. А на чем основан этот конфликт? На различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Как бы вы переписали конец сказки.

– О чём эта сказка?

-У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному и, чтобы конфликта не было, нужно с пониманием относится к чужому мнению и быть терпеливым.

Сегодня мы будем с вами говорить о терпимости друг к другу.(слайд 3)

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность. (Слайд 4)

Из истории.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был талантливым человеком во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность". Толерантность людей – это самое важное условие мира и согласия в семье, коллективе, обществе.


-Всегда ли мы уважаем мнение других?


-Давайте посмотрим видео, чтобы понять, что такое толерантность.

Видео толерантность (слайд 5)

(слайд 6)

Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

– Что понимают под словом толерантность разные культуры. (Слайд 7)



– А давайте подумаем, можно ли жить мирно и не ссориться в классе?

– Как это сделать? (Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг).

Правила управления конфликта в классе (слайд 8)

1.Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.



Пример для позитивного ( доброго, светлого) окончания конфликта. (слайд 9)

Сказка про толерантность

В некотором царстве, в некотором лесном государстве жил ежик…

Был он такой маленький, маленький, но такой нетерпимый…

Его раздражали все: беспокойные сороки, веселые белочки, шумные барсучата.

И вот однажды утром он подошел к зеркалу, а там такое…. (злой еж)

Ежик, сломя голову побежал к сове.

- Тетушка сова, тетушка сова,

- прорыдал еж,

- что это со мной?

Сова – ха – ха, чего ты удивляешься, ты был таким всегда, когда ругался и топал ногами на других зверей.

-Мне не смешно, - обиделся ежик.

- Это результат твоей нетерпимости к другим. Ты своим злым поведением разбудил в себе страшного и ужасного зверя!

Что же делать? – заплакал ежик.

- Не плачь, я постараюсь тебе помочь. Я назначаю тебе: успокаивающие ванны, лечебные пиявки и зарядку для лица.

- Что за зарядка, спросил ежик?

Просыпаешься утром и улыбаешься.

Умываешься – улыбаешься.

Завтракаешь – улыбаешься.

Встречаешь белочек, барсучат или других зверей и им улыбаешься.

- А поможет?

- Конечно.

- Главное чтобы ты научился быть терпимым к

другим зверям. Научись относиться с уважением, добротой и любовью к другим жителям леса.

- Я постараюсь! – сказал ежик.

И вот через некоторое время по лесу бегал веселый, задорный ежик с которым все хотели играть.

Как вы поняли эту сказку?

(слайд 10)

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” темной) и “Ян” (светлой”).

В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.

Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.



Стихотворение «Дружба»

Есть у меня хороший друг,

А у меня подружка.

Его Рамазаном зовут,

Ну, а ее – Камилой.

Мы дружим с ней уже давно,

Но тут не все так гладко.

Бывают ссоры и у нас.

Об этом по порядку.

Бывает, злит она меня,

И тут уж не до смеха.

Прибить ее желаю я,

Но тут одна помеха…

Ой, ну ты, Рома, завернул,

А ведь и сам не пряник.

Сравненью мы не подлежим,

Но нам не надо нянек.

Мы очень разные с тобой.

Как дробь и уравненье.

Но все ж сестрой ее зову

И рад ее терпенью.

И дружба наша на века,

Как дважды два четыре.

Терпенье, ум и доброта

Спасут нас в этом мире.



Для того, чтобы мы каждый поняли что такое толерантность мы с вами поиграем в игры.

1.Игра “Камушек в ботинке”(слайд 11)

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

2.Игра “Жемчужина в раковине”(слайд 12)

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

3.Игра «Эмоции»(слайд 13)

Подберите те слова, которые соответствуют каждой из этих эмоций.(Что выражает каждая картинка: радость, злость, неизвестно)

Радость - сотрудничество, доброжелательность, любознательность, милосердие, доверие, чувство юмора, желание что-либо делать вместе.

Злость - раздражительность, злость, конфликт, враждебность, зависть, мстительность, злорадство, вспыльчивость, бессердечность, злопамятность, ложь.

Неизвестно - терпимость, умение слушать, прощение, умение слушать других, умение не осуждать других, сострадание

4.Игра «Фисташки»
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):


- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?
- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма?
- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
- Есть ли на фисташках трещины или они чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?
- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?



Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

  3. Как жить в мире, где столько разных людей?


Мини-исследование «Цвет глаз у моих одноклассников»

Легенды древних греков рассказывают о богине утренней зари Ирис, раскидывающей по утрам по небу свой переливчатый плащ, создавая разноцветные зори. Отсюда и возникло название глазной радужки, отличающейся разными оттенками от черного до совсем светлого .

Оказывается, по цвету глаз можно определить качества человека:

1.Карий.(слайд 14)

Кареглазые умеют нравиться людям, привлекательны и всегда со вкусом одеты. Имеют хорошую память и очень рассудительны, доброжелательны, но часто бывают капризны. Они общительны, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы.

2.Зеленый(слайд 15)

Это настойчивые и трудолюбивые люди, требовательные к себе и окружающим. Для друзей сделают все возможное и невозможное, но оскорбления или предательства никогда не прощают.

Они честны, прямы, принципиальны.

3.Голубоглазые –(слайд 16)

Мечтательны. Еще они капризны. Их настроение может меняться по сто раз в день. Они то стремительно берутся за работу, то начинают лениться. Они легко заводят новых друзей, легко расстаются . Когда у них хорошее настроение, с ними весело и приятно. Когда они в гневе, от них следует держаться подальше. У них богатая фантазия. Среди них много талантливых и творческих людей.

4.Серые(слайд 17)

Свойственна смелость, упрямство, целеустремлённость. Обладатели таких глаз никогда не сомневаются в себе, настойчивы. Они уверенно идут к цели и успеха добиваются почти всегда.. Они трудолюбивы, добросовестны, надежны . Доброжелательно относятся ко всем людям, любят заботиться и опекать других.


-Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе со­трудничества.

Каждый человек должен обладать такими качествами, как ( на доске)взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

На прощание я хочу рассказать вам ещё одну притчу.

Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя.


Социальный ролик(слайд 18)