СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый конспект урока для конкурса "Учитель года 22"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый конспект урока для конкурса "Учитель года 22"»

Конспект открытого урока по окружающему миру

в 3 классе по теме:

«Природа и наша безопасность»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: ознакомиться с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой, способствовать развитию умения безопасного поведения в природе, а также понимания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Планируемые результаты:

Предметные:

- приводить примеры опасных растений и животных;

- научиться правильно вести себя во время грозы;

- распознавать ядовитяе растения и грибы.

Метапредметные:

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- самостоятельно ставить цель урока.

Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметных задач;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные :

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе;

- участвовать в учебном диалоге;

- высказывать свою точку зрения, аргументируя ее.

Личностные:

- проявлять самостоятельность и ответственность в опасных условиях;

- бережно относиться к природе.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 часть автор А.А. Плешаков, мультимедийная презентация,раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день! Мне очень хочется пожелать хорошего дня всем – всем, каждому из вас!

- Ребята, я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего этого урока!

2. Мотивационный этап.

- Ребята, закройте глаза. Представьте, что зимние морозы, вьюги и метели уже позади, а за окном весна, поют птички и светит ласковое солнышко! Согласитесь, в такую замечательную пору не очень хочется сидеть дома! Поэтому мы с вами отправляемся в небольшое путешествие в лес.

- Итак, точкой отправления в путешествие будет школа. Путешествовать мы будем на автобусе. Закройте глаза. Представьте раннее весеннее утро. Вы проснулись, потянулись, встали с кровати, и… (кто расскажет свои дальнейшие действия, перед тем, как выйти из дома и отправиться в школу?) (Нужно сделать зарядку, почистить зубы, умыться, отправиться в школу)

- После всех сборов родные пожелали вам хорошего дня, и вы отправляетесь в школу. Как только вы выходите со двора, заходите на тротуар, вам присваивается новая роль и это…. Пешеход! Расскажите, какие правила пешехода нужно соблюдать, чтобы путь в школу был безопасным? (Дети вспоминают правила безопасного поведения пешехода)

- Отлично! Зашли в автобус, больше мы не пешеходы! Кто же? (Пассажиры!) Как должны вести себя пассажиры, чтобы их путь был безопасным? (Дети вспоминают правила безопасного поведения пассажиров)

3.Фронтальная работа «Разгадывание кроссворда»

- Для того, чтобы узнать о чём сегодня поговорим во время нашего путешествия, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам тему нашего путешествия.

1. Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (молния)

  1. Бледная она стоит,

У нее съедобный вид.

Принесешь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка, Враг наш - бледная.. . (поганка)


м

о

л

н

и

я



п

о

г

а

н

к

а

г

а

д

ю

к

а




с

о

б

а

к

а

л

а

н

д

ы

ш

и


я

г

о

д

а




с


к

о

т



ь

3. Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (гадюка)

4. В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (собака)

5. Белые цветочки

На зелёной ножке.

Должны звенеть, но не звенят (ландыши)

6. Была зелёной, маленькой

Потом я стала аленькой

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая. (ягода)

7. Кто родился с усами. (кот)

Ребята, какое ключевое слово: Опасность

- Мы знаем, что опасности, к сожалению, подстерегают нас повсюду. И чтобы сохранить свою жизнь и здоровье нужно соблюдать определенные правила: по дороге в школу, в школе, дома, в парке. А где еще могут ждать опасности? Посмотрите, пожалуйста, на слова отгадки к кроссворду. Как мы можем назвать все это, одним словом? (Природа)
Сформулируйте тему нашего урока (Природа и наша безопасность)

А на какие две группы делится природа? (Живая и неживая)

Посмотрите на слова с кроссворда и определите цели нашего урока?

Итак, сегодня на уроке мы будем учиться правильно вести себя во время грозы, будем распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, т.е. все те опасности, которые могут встретиться нам в природе.

4. Изучение нового материала

- Вот мы и приехали с вами в лес. (музыка «Пение птиц»)

- Вокруг так красиво! Скажите, можно ли сказать, что в лесу безопасно и можно не волноваться ни о чем? А какие опасности может нести неживая и живая природа? (Ответы детей)

- А вот и первая опасность!

(На экране анимация «молния», звук грома)
- Как называется это природное явление? (Гроза)

Ребята, как мы должны себя вести во время грозы?

К счастью, у нас с собой оказался учебник окружающего мира, который подскажет нам правильные действия.

Чтение текста из учебника стр 20. «Как вести себя во время грозы»

- Гроза – очень красивое явление! Но в тоже время и очень опасное.

- Молния – это электрическая искра. Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния? (Дети высказывают свою точку зрения, обосновывая ее)

Ребята, так как мы должны себя вести во время грозы?

- Вот мы с вами переждали грозу. Тучи разошлись, снова засияло солнышко. В лесу приятно пахнет сыростью, с листьев деревьев падают уцелевшие капельки дождя, переливаясь на солнышке.

- Здорово, что на нашей планете есть растения! Ребята, а кто может сказать нужны ли нам растения?»

(только растения выделяют в воздух кислород! Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды)

- Кроме того, общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.

– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас. Рассмотрим эти растения на стр.21 в учебнике, а ребята подготовили сообщение о каждом из этих растений.

Выступления учащихся на тему «Ядовитые растения» (белена, вороний глаз, волчье лыко, дурман, ландыш)

После каждого сообщения признаки растений.

- Удивительно, но все эти растения используются в медицине, и в той или иной мере обладают лекарственными свойствами. Так, например, препараты из листьев, цветков и семян ландыша лечат сердечные болезни. Но этим должны заниматься только специалисты, которые проведут правильную их обработку.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не пострадать от ядовитых растений? (Не следует собирать растения, если они вам не знакомы)

Вывод: Дети, я надеюсь, что по тем признакам, о которых рассказали дети, вы сможете распознать ядовитые растения и никогда их не будете брать плоды и другие части растений.

- А сейчас мы проверим, насколько вы внимательно слушали и запомнили, как выглядят эти растения. Работаем в паре. В конверте фотографии растений, которые вам нужно наклеить в окошки с их названиями. (Выполняют задание в парах. После соотносят с образцом)

Физминутка

- А кто назовет особое царство природы, которое мы не относим к растениям, но каждый из нас может встретить его представителей в лесу, на полянке, после дождя? (Грибы)

– Давайте узнаем, какие грибы растут вокруг нас. Рассмотрим их на стр. 22 в учебнике, а ребята подготовили сообщение о каждом из них. (Признаки с детьми хором.)

Еще раз вместе перечислим название грибов, которые ядовиты.(ответы детей)

-Ой, что это зашуршало в траве!

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Это змея)

- Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасно 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на стр.23 (чтение текста из учебника)

Беседа после чтения

- Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная.)

- Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной, зигзагообразной полосе на спине.)

- В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.)

- Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.)

- Мы здорово прогулялись! Много всего узнали. Теперь нам пора возвращаться домой, там уже наверняка ваши домашние любимцы скучают за вами. У кого из вас есть домашние животные, поднимите руку у кого есть кошка, собака?

- Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных.

- Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. После общения с кошкой или собакой нужно обязательно вымыть руки с мылом! Почему? (На шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов). Если вы видите, что кошка или собака злятся, не трогайте их, дайте им успокоиться, оцарапав или укусив вас, наши любимцы, сами того не желая, могут заразить вас инфекцией. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

  1. Закрепление изученного материала

Работа в парах по рядам

Карточка№1

«Найди ошибки и исправь их»:

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны.

3. Если нашел в лесу красивую ягоду, обязательно попробуй ее на вкус! Вдруг она съедобная!

4. Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд.

5. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ходить.

6. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

Карточка №2

Ваши действия при встрече с незнакомой собакой:

1) убежать от неё;

2) закричать, отгоняя её палкой, бросить в неё палку;

3) ни в коем случае не убегать от собаки

4) остановиться, пропустить собаку

5) подразнить собаку;

6) громко позвать хозяина;

7) если с собакой щенки, обязательно поиграть с ними, взять на руки

8) сохранять спокойствие;

Карточка №3

Как вести себя во время грозы

Найди «вредные советы» и вычеркни их номера

1. Если вы заметили признаки приближения грозы, то не пугайтесь она скоро пройдет, продолжайте играть.

2. Закройте в доме двери, окна.

3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.

5. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз.

6. Спрячьтесь под одинокое высокое дерево, там безопасно!

7. Если во время купания в реке началась гроза, продолжайте плавать дальше.


- Ну вот, наше небольшое путешествие подошло к концу. Мы вернулись в школу и разошлись по домам.

6. Итог урока. Рефлексия

- Полезным ли было наше путешествие? О чём мы сегодня с вами узнали?

- Какие задачи мы ставили перед собой?

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке! Отметку «5» получают…, отметку «4» получают…

- Итак, ребята, домашним заданием будет с.20-24 читать, ответы на вопросы, задание номер 1 на стр.24. Это рубрика «Задания для домашней работы». Вам нужно будет придумать и нарисовать в рабочей тетради знак к правилам безопасности, изученным на уроке.

- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы завершаете урок. У меня отличное настроение! Мне очень понравилось, как вы работали! Мне было интересно выслушать каждого из вас!

Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

- Большое спасибо за урок! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!