К о н с п е к т
открытого просмотра НОД по развитию речи
«Умная сказка»
Воспитатель: Мигунова С.В.
Цель: продолжать развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, развивать речевое творчество и интонационную культуру речи.
Обучающие задачи:
-Совершенствовать речь, как средство общения;
-уточнять высказывания детей, помогать более точно характеризовать объект, ситуацию;
-учить высказывать предложения и делать простейшие выводы;
-совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
-помогать детям осваивать выразительные средства языка;
-учить правильно, строить сложные предложения;
-формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
-продолжать учить драматизировать литературное произведение;
-учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
-упражнять в составлении предложений по схемам из 3-х, 4-х слов.
-способствовать дальнейшему формированию певческого голоса;
-закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы
Развивающие задачи:
- продолжать работу по обогащению бытового природоведческого общественного словаря детей;
-развивать диалогическую и монологическую формы речи;
-продолжать развивать психические процессы: память, внимание наглядно-действенное мышление, мелкую моторику рук;
-закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброе отношение к птицам;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение работать в коллективе, быть доброжелательными и корректными собеседниками;
-воспитывать культуру общения;
-воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа: наблюдения беседы с детьми об изменениях в природе, происходящие с наступлением весны, чтение стихотворений о весне, составление коротких рассказов на весеннюю тему, дидактические игры, проведение игр- драматизаций.
Оборудование: конверт с письмом; слайды для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; маски-шапочки для проведения игры - драматизации; прищепки, палочки, цветы для оформления лужайки, аудиозапись “Голоса птиц”;
Формы организации деятельности: фронтальное занятие с элементами игровой деятельности.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель:
Собрались ребята в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Поздоровайтесь с гостями
Они сейчас будут с нами
«Здравствуйте»
Воспитатель: Я вижу, вы сегодня улыбаетесь, у вас хорошее настроение. И это правильно, ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спинки, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется 3 раза).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с надписью «Сказка».
-Ребята, а что такое сказка?»
Дети: Сказка-это чудеса.
Воспитатель: Сказки бывают разные. Сказки о животных, волшебные сказки, русские народные сказки Ребята, а какие сказки вы знаете?
Чему учат нас сказки?
Дети: сказки учат быть умными и добрыми
Быть честными и трудолюбивыми
Быть дружными и смелыми
Они учат, как победить зло, ложь, коварство
Учат не терять веру в удачу
Любить свою Родину, защищать слабых
Хотите узнать, что за сказка спряталась в конверте? (Ответы детей.)
Тогда давайте присядем на ковер и прочитаем письмо.
Воспитатель: “Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!”
(Спросить попутно названия месяцев)
Воспитатель: “Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Как вы думаете, о каком чуде говорила Весна?
Воспитатель: “Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо .Сейчас мы расскажем какое солнышко ?
Слайд с изображением солнца.
Основная часть:
Проводиться игра “Сравни и назови”, в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
– Солнце желтое, как… (одуванчик).
– Солнце круглое, как… (мячик).
– Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
– Солнце румяное, как… (блинчик).
Игра «ПРИШЛА ВЕСНА».
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке –идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель :А теперь , ребята присаживаемся за столы
Воспитатель: “Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей.) Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками
Воспитатель: Обратите внимание, на экран.
Дети рассматривают слайды с с признаками ранней весны.
Ответы детей:
– Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
– Начал таять снег.
– Потекли ручьи.
– Зазвенела капель.
Воспитатель: “А что же было дальше?”
На экране картинки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.
Ответы детей:
– Вода напоила землю.
– На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
В-ль: А сейчас поиграем в игру «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно.
Воспитатель: “А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на зеленую травку”.
Выполняется упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем мы говорили”. Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют”: капель, солнышко, цветы и т. д.
Воспиатетль: присаживаемся за столы.
Воспитатель: “А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
Слайд с изображением насекомых.
Ответы детей:
– Гусеницы.
– Жуки.
– Муравьи.
– Мухи.
Воспитатель: “А как вы думаете, кто этому обрадовался?”.
Ответы детей: “Птицы”.
Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.
Воспитатель: “Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?” (“Птичье пение”).
Сейчас Светлана Павловна разучит с вами весеннюю песенку.
Музыкальный руководитель проводит с детьми разучивание песни
В-ль: А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются
Ответ детей: перелетные
Воспитатель: “Посмотрите внимательно на экран. Здесь мы видим перелетных птиц. Каких перелетных птиц вы знаете?”
Ответы детей:
– Скворец.
– Жаворонок.
– Грач.
– Иволга.
– Трясогузка.
– Соловей.
Воспитатель: Сколько птиц вы назвали А теперь давайте придумаем предложения о птицах и разберем попутно сколько в них слов?
Слайды со схемами предложений.
1. /___ ____ _____.
Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое, второе, третье?
2./______ ______ _____ _____.
Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое, второе, третье четвертое?
Воспитатель: “А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (“Строят гнезда”.) Давайте поможем птичке построить гнездо.
Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.
Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки несут их в гнездо.
Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы Они любопытные и непослушные, как и все дети, поэтому они могут выпасть из гнезда. Скажите, пожалуйста, вы увидели как птенец выпал из гнезда, что необходимо сделать, чтобы помочь ему.
Дети. С помощью взрослых поместить в гнездо и отойти.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас расскажем историю, которая приключилась с воробышком.
Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»
Сказка «Где мой домик?»
Автор: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Автор: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился .Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Автор: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»
Слайд с изображением вороньего гнезда.
Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает
Воробышек: скажите, пожалуйста, чей это домик?
Ворона: А тебе, чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Автор: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Слайд с изображением дупла дятла.
Воробышек: Чей это домик?
Дятел: А тебе, чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.
Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше.
Слайд с изображением скворечника
Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:
Воробышек: Чей это домик?
Скворец: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.
Автор: Заплакал воробьишко и полетел дальше.
Слайд с изображением голубятни.
Видит еще один домик, постучался, спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.
Воробышек: Заплакал воробушка: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробушка.
Голубь: Хочешь, я покажу, где твой домик?
Воробушек: Покажи, пожалуйста!
Автор: Полетели они вместе, и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробушек и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробушек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробушек, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Воспитатель: Вот такая история приключилась, с маленьким воробушком.
Ребята, а почему заблудился воробушек?
Дети: Потому что он не слушался маму.
Он улетел далеко от дома.
Воспитатель: мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры, по которым можно найти свой дом.
А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)
Воспитатель: Сейчас я вам поверю, а на прогулке вы мне назовете свой адрес. Ну, вот мы и вспомнили, какие изменения в природе происходят весной сейчас давайте подумаем и скажем, а что было бы если бы не наступила весна.
Воспитатель: “Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?” (“Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее”).
Заключительная часть.
Воспитатель: Ну, вот наше занятие подходит к концу.
Ребята, Вам понравилось наше занятие? О чем мы сегодня говорили?
- что нового узнали?
- что запомнилось?
- о чём расскажите дома родителям?
много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились составлять предложения по схеме, показали сказку, Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне.
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите, друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие.