МОУ « Варшавская средняя общеобразовательная школа »
Карталинского района Челябинской области
Открытый урок
по географии в 5 классе
на тему: «Основные формы рельефа Земли»
Разработал и провел учитель географии:
Апрелева Лидия Геннадьевна
2022 год.
Тема урока: Основные формы рельефа Земли
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: Сформировать представление о рельефе и об основных формах рельефа Земли: горах и равнинах
Задачи урока:
1. Повторить понятие рельеф.
2. Знакомство с основными формами рельефа на материке.
3.Изучить формы рельефа на дне океана.
4. Развитие навыков работы с географическими картами
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: формирование представлений о рельефе, об основных формах рельефа на суши и дне океана и причинах рельефообразования.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Формировать цель деятельности;
2. Составлять план действий (по алгоритму); осуществлять самоконтроль и коррекцию;
3. Оценивать результат своей деятельности
Познавательные:
1. Уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать ее;
2. Постановка и решение проблемы
3 Формирование ИКТ компетенций: работа с ЭФУ
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать речь других; работать в группах и индивидуально
2. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
3. Выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей устно и письменно
Личностные:
1.Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
2. Формирование правильного отношения к организации работы с позиции здоровьесбережения
Ход урока
1. Организационный этап.
- Посмотрите друг на друга – улыбнитесь друг другу.
Девиз нашего урока: наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать, уважать друг друга.
Готовность к уроку: на партах - тетрадь, учебник, дневник, карандаш, ручка, атлас, контурная карта.
2.Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать оболочку Земли - литосферу.
Что такое литосфера?
И перед тем, как приступить к изучению нового материала, соберём багаж знаний, который пригодится нам на уроке.
- Первое задание: у вас на столе в виде образца лежат горные породы, задание на слайде - название горной породы, какого происхождения эта порода– дети записывают слайд 1
- А сейчас давайте проверим свои работы и поставим оценку.
1 задание: слайд 2 (известняки, осадочные горные породы); мрамор – метаморфическая горная порода. Гранит красный, гранит серый- магматические горные породы.
- Второе задание: географический диктант: слайд 3
В предложенный текст вставьте пропущенные понятия, цифры:
1. Земля состоит из _________ слоев. (3 слоев)
2. Внутри Земли находится _________ (ядро)
3. Земная кора бывает __________________. (океаническая и материковая)
4. Литосфера делится на __________ плит. (на 7 крупных литосферных плит)
5. Неровностей поверхности Земли называют ___________ (рельеф)
6. Твёрдая (каменная) оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхнего слоя мантии ___________ (литосфера)
7. Горная порода, образовавшаяся из магматической или осадочной породы под действием высоких температур и давления ___________________ (метаморфическая)
8. К какой группе по происхождению относится горная порода базальт ______________ (магматическая)
9. К какой группе по происхождению относится горная порода известняк _____________ (осадочная)
10. По происхождению горные породы делятся на _______________, _______________ и ________________ (осадочные, магматические и метаморфические)
Проверка.
2 задание: слайд 4
3 слоев
ядро
океаническая и материковая
на 7 крупных литосферных плит
рельеф
литосфера
метаморфическая
магматическая
осадочная
осадочные, магматические и метаморфические
3. Изучение нового материала
На прошлом уроке мы познакомились с рельефом и его значением для человека.
Скажите пожалуйста: Что такое рельеф? (Рельеф- это все неровности земной поверхности)
Какие силы формируют рельеф Земли? (Внутренние и внешние)
Постановка цели и задач урока.
На слайде представлены картинки гор и равнин слайд 5-8
Учащиеся определяют тему урока «Основные формы рельефа Земли» слайд 9
Что же мы должны узнать, чему научиться?
Определяют задачи урока. Слайд 10
1. Повторить понятие рельеф.
2. Знакомство с основными формами рельефа на материке.
3.Изучить формы рельефа на дне океана.
4. Развитие навыков работы с географическими картами.
Подпишем в тетради число, классную работу и тему нашего урока.
А сейчас поработаем с учебником стр. 99
Вопрос: После прочтения текста ответить на вопрос. Назвать основные формы рельефа суши?
Учащиеся читаю текст, отвечают на поставленный вопрос.
В тетради составляют схему:
Основные формы рельефа слайд 11
горы равнины
Горы – это обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот (более 200 м) слайд 12
Самые высокие горы на суше – Гималаи.
Здесь находится высочайшая вершина мира – Джомолунгма (Эверест), её высота 8848 м.
Самые высокие горы России, Кавказские горы, а именно гора Эльбрус, её высота 5642 м.
Горы слайд 13
Низкие Средние Высокие
до 1000 м 1000-2000 м выше 2000 м
Равнина – это часть земной поверхности с незначительными изменениями высот слайд 14
Самая большая равнина на Земле – Амазонская низменность.
В России самой большой является Восточно-Европейская равнины.
Равнины слайд 15
Низменность Возвышенность Плоскогорье
(0 – 200 м) (200 – 500 м) (выше 500 м) Между океаном и материком существует достаточно протяжённая зона, которая называется подводной окраиной материка. (записать в тетрадь) Строение земной коры на материке и его подводной окраине одинаковое. Материковые окраины начинаются с шельфа- выровненной отмели. Шельф полого тянется до глубины около 200 м, после чего наклон дна увеличивается и начинается материковый склон. Затем материковый склон сменяется ложем океана. Ложе можно назвать равниной океана. Стр 100 рис. 69. Посмотрев на рисунок, какой вывод можно сделать?
На дне океанов есть горы и равнины.
Горы представляют собой отдельно стоящие поднятия. Иногда они возвышаются над поверхностью воды и образуют острова. Кроме этих отдельных гор, в океанах есть срединно- океанические хребты и глубоководные желоба.
Срединно-океанический хребет- это горы на дне океана, они протягиваются на десятки тысяч километров.
А что такое желоб? Откроем стр. 101 и найдём определение. Запишим в рабочую тетрадь
Желоб – это самые глубокие участки Мирового океана.
Самое глубокое место в Мировом океане- это Марианская впадина, её глубина 11022 м.
4. Первичное закрепление.
1). Вставьте пропущенные слова: слайд 16- 17
1. Основные и самые крупные формы рельефа суши и дна океана ___________________ (горы и равнины)
2 Зону между материками и океаном называют _________ (подводной окраиной материка)
3 Подводная окраина материка состоит из ____________ и _________________ (шельфа и материкового склона)
2)На контурную карту нанести самые крупные горы и равнины: (атлас стр. 6-7, к/к стр 12-13)
Горы: Кордильеры, Анды, Кавказские, Уральские, Гималаи.
Равнины: Амазонская низменность, Восточно- Европейская равнина, Западно-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье.
5. Итоги урока. Рефлексия.
На доске рисунок горы, при помощи магнитов смайликов укажите ваше положение на уроке. Если все понятно и было интересно – значок помещаем на вершине горы; если возникли затруднения, значок помещаем ниже. 6. Домашнее задание.
Параграф 22, заполнить таблицу
№ | Название горной системы | Материк, на котором расположены горы | Абсолютная высота, название вершины |
1 | Кордильеры | Северная Америка | г. Мак-Кинли, 6194 м. |
2 | Анды | | |
3. | Кавказ | | |
4. | Гималаи | | |
5. | Уральские | | |
6. | Альпы | | |
7. | Карпаты | | |
участки земной поверхности, приподнятые над равнинами сот (более 200 м