СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Безударные гласные в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока "Безударные гласные в корне слова". Урок-закрепления и обобщения.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Безударные гласные в корне слова"»

Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова».

Цель урока: повторить и закрепить правописание безударной гласной в корне слова;

Задачи урока:

Предметные:

- обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;

-развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной;

- совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне;

-способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Метапредметные:

- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

- развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание, проверять себя ;

- развивать умение анализировать, делать вводы;

- развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность, творческое мышление;

- развивать навыки самооценки ;

- развивать умения работать в группе.

Планируемые результаты:

- различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;

- объясняют выбор орфограммы.


Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: традиционная, с игровыми элементами.

Оборудование:

Учебник русский язык, 2 класс (авт. Р.Н. Бунеева, О.В. Пронина)

Тетради

Музыкальное сопровождение

Алгоритм проверки безударной гласной

Рисунок тетушки совы. Посылка почтовая, конвертики с заданиями

«Орфографический словарик», «Толковый словарь для учащихся начальных классов»















Ход урока.

  1. Организационный момент.


Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.


Прозвенел сейчас звонок

В класс вошли вы на урок.

За окном сейчас прохладно,

Мы работать будем ладно.



Cамое последнее слово - ладно. Что означает это слово? Где мы можем найти ему объяснение? Конечно, в толковом словаре Ожегова. Это один из самых важных источников информаций.

(ЛАДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно (разг.). 1. Во всех отношениях хороший. Выражает согласие, хорошо, да.)

  1. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.


Учитель:

1. - Откройте тетради, запишите число.


2. - Я вам сейчас загадаю загадки ,

А вы постарайтесь найти к ним отгадки!


  1. Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
    Не нужна и шоколадка.
    Я сушить его могу,
    Получу я курагу.
    Отвечай мне на вопрос.
    Что же это? - …(АБРИКОС)



  1. Очень густо он растет,
    Незаметно он цветет,
    А когда проходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (ОРЕШНИК)



  1. Ее всегда в лесу найдешь - 
    Пойдем гулять и встретим. 

Стоит колючая, как еж, 
Зимою в платье летнем. (ЕЛЬ)



  1. Наклонилась над водой, ветви опустила. 
    Словно девица свои волосы помыла. 

Так лирична и красива! 
Догадались? Это – ...(ИВА)


  1. Стоит чудо-дерево,
    На дереве – мячики:
    Летом – зеленые,
    Осенью – румяные. (ЯБЛОНЯ)


- А как можно сохранить деревья? (не вырубать, не разжигать костры, участвовать в насаждениях различных).        
- Назовите мне первые буквы отгаданных слов. (А О Е И Я)

- Какие это буквы? (гласные)

- Как можно назвать их одним словом? («опасные»)

-Когда эти буквы будут «опасные» на письме? (когда они будут в корне слова и безударными)

- Какова тема нашего урока? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА ( тема урока на слайде)

  1. Минутка чистописания.

Делу время, потехе час. 
Послушайте мой рассказ. 
Тетрадь с наклоном положу, 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь! 


Задание: Определите порядок написания букв и запишите.

Аа Оо Ее Ии Яя



III . Постановка учебной задачи.

(вызываю к доске ученика)

– Запиши, пожалуйста, окна – окно

- Поставь ударение, какой первый звук слышишь в слове «окно»?(а) Какой – в слове «окно»? (о)

- Что ты можешь сказать об этих гласных звуках? (В русском языке в корне однокоренных слов под ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме они обозначаются одной и той, же буквой)



- Каким словом является «окно»? (проверочным)

- Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово»? (проверочное слово это слово с ударным гласным в корне слова)



Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Сразу надо повторять!



Вывод:

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать)





  1. Систематизация и обобщение.


- Когда я пришла сегодня в школу, то перед дверью в класс, я увидела посылку, адресованную 2 «Д».

- Давайте я открою ее и посмотрим, что же там внутри? (открываю посылку)

- Здесь разные конвертики, и письмо от умной совы. (вывешиваю картинку совы)


Задание 1. (конверт красный)

- Ребята, создайте 3 группы, рядом со второй партой (раздаю карточки)

Задание: - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

В…РОБЕЙ Р..КА

Д..РОГА М..РЯ

ГОР..Д Д..МА

В…СЕЛО Н..РА

К..РАНДАШ СН..ГА

(Проверка по очереди, смотря, какая команда задание выполнила быстрее)

- Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?

- Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? (Мы слышим другие звуки)

- Молодцы! Сядьте все, пожалуйста, на свои места (дети садятся за свои парты).



Физкультминутка



- Итак, продолжим нашу работу.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

- Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?

(в 1 столбике безударную гласную нельзя проверить, во 2 столбике безударную гласную можно проверить).

- Как можно проверить безударную гласную?

- Какой существует алгоритм? (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень, изменяю слово или подбираю однокоренные слова и нахожу проверочное, пишу слово или вставляю букву, обозначаю орфограмму)

(Вывешиваю алгоритм)

Задание 2. (открываю синий конверт)

- Запишите слова второго столбика себе в тетрадь, также в столбик и подберите проверочные слова к словам второго столбика (работа в тетради).

Река – реки

Моря – море

Дома – дом

Нора – норы

Снега – снег

Вывод:

- Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово).



3. Задание: Запишите слова в тетрадь, вставив попущенные буквы по памяти.

ВОРОБЕЙ

ДОРОГА

ГОРОД

ВЕСЕЛО

КАРАНДАШ

V. Закрепление материала. (Открываю желтый конверт)

- А сейчас у нас с вами будет очень интересная парная исследовательская работа.

(Раздаю карточки)

Задание: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.

Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните (работа на карточках)

  1. Котенок сл…зал сметану.

ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ



ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ



  1. Миша сл…зал с дерева.



Проверка:

- Какое слово выбрали?

- Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?

- Какие слова не будут являться проверочными и почему?

-Какую безударную гласную выбрали?

- Каким алгоритмом пользовались?

Вывод:

- Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова? (Слова, с ударной гласной в корне слова).

  1. Физкультминутка.

Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово – проверяемое, то вы подпрыгиваете.

(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом, коса, косы, след, следы)

Итог урока. Рефлексия.

- Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова).

- Закончите предложения:

1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)

2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)

3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)

4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной).

- Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?