Класс 5
Русский язык
Тема Буквы О и Е после шипящих в корне слова.
Планируемые результаты:
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные:
-
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Уметь работать по коллективно составленному плану.
-
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
-
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
-
Обогащать словарный запас.
-
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
-
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
-
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
-
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока комбинированный
Оборудование учебник, компьютер, презентация
Ход урока.
1.Организационный момент.
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб в прок
Он пошел вам, и тогда,
Будем грамотны всегда.
2.Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся
Синтаксическая пятиминутка. Графический диктант.
1.Шофер осадил перед домом машину, пронзительный ветер ворвался в кабину.
2.Мы раздвигаем папоротники, переходим через ручей и идем по влажному мху.
3.Мы были дома, когда пошел сильный дождь.
4.Учитель сказал: «Откройте тетради, запишите дату».
3.Мотивация учебной деятельности
Формулирование темы урока. Целеполагание.
Грамматическая сказка.
Для начала…я предлагаю вам небольшую сказку.
Капризные шипящие.
Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать: Шел по шоссе черный галчонок.
Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!
– А кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока?
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».
– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться?
– Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё?
1.Вставьте пропущенные буквы:
ш…в, ж…лудь, ш…рты, ш…пот, капюш…н, ш…лк - ш…лковистая
– Положите ручки, и посмотрите на доску. Давайте зачитаем записанные на ней слова.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)
– Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.
4.Восприятие и усвоение знаний и действий
Формулирование правила. Составление опорного конспекта. Составление алгоритма применения правила.
Работа с теоретическим материалом учебника.
4.Применение знаний и действий .
– Ребята, мы говорили, что с нашей орфограммой есть слова-исключения.
– Чтобы легче запомнить их, посмотрите на выделенные слова на слайде и послушайте шуточный рассказ:
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шорты для лошади, а Жора ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
5.Словарная работа.
Беседа с классом:
Кто такой жонглёр?
А жокей?
Какое настроение у всех было?
Что ел и пил Жора?
Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием
Жокей – профессиональный наездник на скачках.
Мажор, а, м.. переносное. Бодрое, веселое настроение.
Крюшон, -а, м. Прохладительный фруктовый напиток.
6. Творческое задание.
– Составьте по одному предложению со словом-исключением, которое вам больше всего понравилось.
7.Физминутка.
Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Повернитесь ко мне и найдите глазами кружок красного цвета, а теперь синего цвета. Мысленно рисуя линию, вернитесь глазами к красному кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок жёлтого цвета. Нет, нигде не нашли? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Откройте глаза. Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с красным, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены красный и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.) Молодцы! Садитесь.
8. Отработка навыков
Игра «третий лишний». Из услышанных слов выбирают «лишнее», объясняют условие выбора.
желтый-шов-черный
чопорный-щелка-шепот
отчет-крыжовник-шоколад
тяжелый-шелк-шорох
чокаться-капюшон-шерстка
печенка-обжора-шофер.
9.Работа с учебником упр.236.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
- Чему научились?
- Вернитесь к нашей цели и к задачам. Удалось ли нам их достичь?
- Рефлексию своих результатов работы проводят некоторые учащиеся ( по их желанию)
- Посчитайте количество набранных вами за урок баллов. Поставьте в листах достижений себе оценку.
- В листе самооценке сделайте отметку (+ или -)
Критерии:
1.Моя готовность к уроку.
2.Я определял цели, задачи урока.
3.Я хорошо выполнял работу на уроке.
4. Я активно работал на уроке.
5.Я понял материал.
6.Я преодолевал трудности, добивался достижения результата.
7.Я активно работал в паре.
8.Я анализировал, обобщал, делал выводы.
9. Я осознавал ответственность за достижение результата.
10. На уроке мне было комфортно.
Домашнее задание: прочитать теоретический материал § 23 стр. 99, выполнить упр. 239.