СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Буквы О и Е после шипящих в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Буквы О и Е после шипящих в корне слова"»

Класс 5

Русский язык

Тема Буквы О и Е после шипящих в корне слова.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

  • уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих в корне слова, действуя по алгоритму.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Уметь работать по коллективно составленному плану.

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • Обогащать словарный запас.

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Развивать мыслительные процессы и память (анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)

Тип урока комбинированный

Оборудование учебник, компьютер, презентация


Ход урока.

1.Организационный момент.

Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб в прок
Он пошел вам, и тогда,
Будем грамотны всегда.


2.Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся

Синтаксическая пятиминутка. Графический диктант.

1.Шофер осадил перед домом машину, пронзительный ветер ворвался в кабину.

2.Мы раздвигаем папоротники, переходим через ручей и идем по влажному мху.

3.Мы были дома, когда пошел сильный дождь.

4.Учитель сказал: «Откройте тетради, запишите дату».


3.Мотивация учебной деятельности

Формулирование темы урока. Целеполагание.

Грамматическая сказка.
Для начала…я предлагаю вам небольшую сказку.

Капризные шипящие.

Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать: Шел по шоссе черный галчонок.
Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!

– А кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока?

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».

– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться?

– Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё?


1.Вставьте пропущенные буквы:

ш…в, ж…лудь, ш…рты, ш…пот, капюш…н, ш…лк - ш…лковистая

– Положите ручки, и посмотрите на доску. Давайте зачитаем записанные на ней слова.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)

– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

– Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.


4.Восприятие и усвоение знаний и действий

Формулирование правила. Составление опорного конспекта. Составление алгоритма применения правила.

Работа с теоретическим материалом учебника.

4.Применение знаний и действий .

– Ребята, мы говорили, что с нашей орфограммой есть слова-исключения.

–  Чтобы легче запомнить их, посмотрите на выделенные слова на слайде и послушайте шуточный рассказ:
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шорты для лошади, а Жора ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

5.Словарная работа.

Беседа с классом:

Кто такой жонглёр?

А жокей?

Какое настроение у всех было?

Что ел и пил Жора?

Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием

Жокей – профессиональный наездник на скачках.

Мажор, а, м.. переносное. Бодрое, веселое настроение.

Крюшон, -а, м. Прохладительный фруктовый напиток.

6. Творческое задание.

– Составьте по одному предложению со словом-исключением, которое вам больше всего понравилось.

7.Физминутка.
Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Повернитесь ко мне и найдите глазами кружок красного цвета, а теперь синего цвета. Мысленно рисуя линию, вернитесь глазами к красному кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок жёлтого цвета. Нет, нигде не нашли? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Откройте глаза. Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с красным, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены красный и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.) Молодцы! Садитесь.


8. Отработка навыков

Игра «третий лишний». Из услышанных слов выбирают «лишнее», объясняют условие выбора.

желтый-шов-черный

чопорный-щелка-шепот

отчет-крыжовник-шоколад

тяжелый-шелк-шорох

чокаться-капюшон-шерстка

печенка-обжора-шофер.


9.Работа с учебником упр.236.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

- Чему научились?

- Вернитесь к нашей цели и к задачам. Удалось ли нам их достичь?

- Рефлексию своих результатов работы проводят некоторые учащиеся ( по их желанию)

- Посчитайте количество набранных вами за урок баллов. Поставьте в листах достижений себе оценку.

- В листе самооценке сделайте отметку (+ или -)

Критерии:

1.Моя готовность к уроку.

2.Я определял цели, задачи урока.

3.Я хорошо выполнял работу на уроке.

4. Я активно работал на уроке.

5.Я понял материал.

6.Я преодолевал трудности, добивался достижения результата.

7.Я активно работал в паре.

8.Я анализировал, обобщал, делал выводы.

9. Я осознавал ответственность за достижение результата.

10. На уроке мне было комфортно.


Домашнее задание: прочитать теоретический материал § 23 стр. 99, выполнить упр. 239.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!