СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Части речи"»

Тема урока: «Части речи». 4-й класс

Разделы: Русский языкНачальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский языкУМК «Школа России»части речи

Цели:

  • Актуализация знаний по частям речи.

  • Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

  • Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • определять части речи и обосновывать своё мнение;

  • определять морфологические признаки частей речи;

  • классифицировать объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные:

  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;

  • оценивание качества усвоения материала.

Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тип урок: урок развития умений и навыков.

Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа в тетрадях

3. Словарный диктант

Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.

4. Взаимопроверка

(Слайд 2)

5. Оценивание

  • 0 ошибок – оценка «5»

  • 1-2 ошибок – оценка «4»

  • 3- 5 ошибок – оценка «3»

  • Более 5-ти ошибок – оценка «2»

III. Самоопределение к деятельности

- Послушайте сказку.

Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)

Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)

Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).

А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).

И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)

Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

- Назовите тему нашего урока.

- Части речи

Давайте определимся с нашими целями на урок.

(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).

III. Работа по теме урока

1. Составление кластера «Части речи»

- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?

Перечислите самостоятельные части речи?

Перечислите служебные части речи?

2. Работа в группах

Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану.  Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал

План выступления.

  1. Часть речи.

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Морфологические признаки.

  5. Роль в предложении.

Местоимение, числительное - совместно

3. Работа по определению частей речи

 - Запишите слова.

сущ.

гл.

прил.

учение

учить

ученый

- Что можно сказать о этих словах?

- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)

V. Физкультминутка

Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).

VI. Продолжение работы по теме

3. Работа с учебником

1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).

2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)

3. Запись нового словарного слова Двенадцать  

4. Закрепление изученного

Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова,

  • 1-я группа записывают только имена существительные,

  • 2-я группа - имена прилагательные,

  • 3-я группа - глаголы.

Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.

Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!

Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.

Век живи – век …..
Тетрадь –…….. ученика.
Сперва аз да буки, а потом и.……….
Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.
Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

маленькое
учись
десять
науки
зеркало

VII. Подведение итогов

1. Рефлексия

Что мы с вами изучили на уроке?

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Мне захотелось…

  • У меня получилось…

  • Была ли достигнута цель урока?

2. Оценивание

3. Домашнее задание

Повторить таблицы на с. 68-69, выполнить упражнение 114.

Резервное задание

Игра называется «Третий лишний».

Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.

Зима, зимний, зимовье.

Чистота, чистить, чистка.

Грязь, грязнуля, грязнить.

  прил.              гл.              гл.
Зимний,    чистить,     грязнить.

И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.

Зимний

Зим – корень
н – суффикс
ий – окончание
зимн - основа



















































Учитель: Петрова А.А.

Учебное занятие провела в 4 классе. В классе 5 обучающихся. На учебном занятии присутствовало 5 обучающихся: дети разного уровня подготовки. обучающиеся обладают высоким уровнем познавательного интереса с повышенной мотивацией, умеют анализировать и применять полученные знания в самостоятельной деятельности, средним уровнем познавательного интереса, на достаточном уровне воспринимают изучаемый материал, испытывают частичные затруднения, нуждаются в направляющей помощи учителя и на низком уровне.

Передо мной стояла задача: закрепить полученные знания о частях речи и повысить качество усвоения знаний по теме «Части речи». При этом развивая учебные умения и навыки: коммуникацию, самостоятельность, самоконтроль, умение принимать и решать учебную задачу.

Класс работает по программе «Школа России»

Тема занятия «Части речи. Повторение».

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

  • образовательный: обобщить и закрепить знания о частях речи. Совершенствовать умение и знания на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; составлять план и последовательность действий;

  • развивающий: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; слушать
    собеседника; развивать внимание, мышление, речь; способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.

  • воспитательный: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения, прививать любовь к русскому языку.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

    1. по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);

  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

  • практические (работа в тетради)

    1. по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации учебной деятельности. Были применены следующие формы: индивидуальная, работа в парах.