Тема урока: «Части речи». 4-й класс
Разделы: Русский язык, Начальная школа
Класс: 4
Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», части речи
Цели:
Актуализация знаний по частям речи.
Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.
Формируемые УУД:
Познавательные:
определять части речи и обосновывать своё мнение;
определять морфологические признаки частей речи;
классифицировать объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные:
согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные:
постановка учебной задачи;
оценивание качества усвоения материала.
Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Тип урок: урок развития умений и навыков.
Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа в тетрадях
3. Словарный диктант
Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.
4. Взаимопроверка
(Слайд 2)
5. Оценивание
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте сказку.
Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)
Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)
Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).
А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).
И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)
Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
- Назовите тему нашего урока.
- Части речи
Давайте определимся с нашими целями на урок.
(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).
III. Работа по теме урока
1. Составление кластера «Части речи»
- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?
Перечислите самостоятельные части речи?
Перечислите служебные части речи?
2. Работа в группах
Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал
План выступления.
Часть речи.
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Морфологические признаки.
Роль в предложении.
Местоимение, числительное - совместно
3. Работа по определению частей речи
- Запишите слова.
сущ. | гл. | прил. |
учение | учить | ученый |
- Что можно сказать о этих словах?
- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)
V. Физкультминутка
Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.
(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).
VI. Продолжение работы по теме
3. Работа с учебником
1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).
2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)
3. Запись нового словарного слова Двенадцать
4. Закрепление изученного
Игра “В свои ворота”
Учитель диктует слова,
1-я группа записывают только имена существительные,
2-я группа - имена прилагательные,
3-я группа - глаголы.
Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.
Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.
Век живи – век ….. Тетрадь –…….. ученика. Сперва аз да буки, а потом и.………. Чем …….. раз читать, лучше один раз записать. Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно. | маленькое учись десять науки зеркало |
VII. Подведение итогов
1. Рефлексия
Что мы с вами изучили на уроке?
2. Оценивание
3. Домашнее задание
Повторить таблицы на с. 68-69, выполнить упражнение 114.
Резервное задание
Игра называется «Третий лишний».
Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.
Зима, зимний, зимовье.
Чистота, чистить, чистка.
Грязь, грязнуля, грязнить.
прил. гл. гл.
Зимний, чистить, грязнить.
И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.
Зимний
Зим – корень
н – суффикс
ий – окончание
зимн - основа
Учитель: Петрова А.А.
Учебное занятие провела в 4 классе. В классе 5 обучающихся. На учебном занятии присутствовало 5 обучающихся: дети разного уровня подготовки. обучающиеся обладают высоким уровнем познавательного интереса с повышенной мотивацией, умеют анализировать и применять полученные знания в самостоятельной деятельности, средним уровнем познавательного интереса, на достаточном уровне воспринимают изучаемый материал, испытывают частичные затруднения, нуждаются в направляющей помощи учителя и на низком уровне.
Передо мной стояла задача: закрепить полученные знания о частях речи и повысить качество усвоения знаний по теме «Части речи». При этом развивая учебные умения и навыки: коммуникацию, самостоятельность, самоконтроль, умение принимать и решать учебную задачу.
Класс работает по программе «Школа России»
Тема занятия «Части речи. Повторение».
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательный: обобщить и закрепить знания о частях речи. Совершенствовать умение и знания на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; составлять план и последовательность действий;
развивающий: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; слушать
собеседника; развивать внимание, мышление, речь; способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма.
воспитательный: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения, прививать любовь к русскому языку.
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
практические (работа в тетради)
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации учебной деятельности. Были применены следующие формы: индивидуальная, работа в парах.