СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Дифференциация звуков С и З

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личный опыт

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Дифференциация звуков С и З»

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

« Чонтаульская СОШ №1»





Открытое логопедическое занятие

на тему

«Дифференциация звуков [С]-[З]

в словах и предложениях»







Алидибирова Хатимат Касумовна

МКОУ « Чонтаульская СОШ №1»















с. Чонтаул, 2019 г.



Ф.И.О. учителя-логопеда: Алидибирова Хатимат Касумовна

Предмет: логопедическое занятие.

Класс: 1.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

Тема: Дифференциация звуков [С]- [З] в словах и предложениях.

Цель: Дифференциация звуков [С]- [З] в словах и предложениях

на материале темы «Прогулка в зимний лес».

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

  1. Расширение и конкретизация знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время;

  2. Закрепление артикуляции звуков;

  3. Различение понятий звук и буква.

Коррекционно - развивающие:

  1. развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки С и З;

  2. Развитие анализа, синтеза, представления;

  3. Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, звуко- символьное соотнесение;

  4. Развитие внимания, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные: 

  1. Воспитание любви к природе, животным.

  2. формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.


Планируемые результаты:

Предметные: Уметь дифференцировать фонемы [С] — [З] в словах и предложениях.

Личностные: формировать умение применять знания на практике (в связной речи).

Познавательные:

Развивать познавательную активность.

Регулятивные:

Формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир


Оборудование:

  • картинки

  • буквы С и З

  • телеграмма

  • конверты с заданиями

  • тетради, ручки, карандаши

  • фрагменты картинки зимы

  • ларец с сокровищами

  • ноутбук

  • проектор

  • колонки

  • интерактивная доска

  • магнитафон


Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Логопед: Здравствуйте, ребята. У нас с вами сегодня занятие необычное, его пришло посмотреть много гостей. Давайте им улыбнемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Логопед: Послушайте и угадайте мои загадки:

Зимой он беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится

Дети: Это заяц.

Логопед: Молодцы! Это заяцдавайте прохлопаем за-яц (На интерактивной доске появляется картинка - зайца)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной…..(лиса)

Дети: Лиса

Логопед: Молодцы! Это лиса, давайте прохлопаем ли-са (На интерактивной доске появляется картинка - лисы)

- Ребята, какой звук в начале слова заяц?

Дети: звук З.

Логопед: А какой третий звук в слове лиса?

Дети: звук С.

Логопед: Хорошо.

– Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем сравнивать?

– Правильно, сегодня мы будем сравнивать звуки [с] и [з]

  1. Основная часть:

Артикуляционная гимнастика звуков С и З – YuoTube: https://www.youtube.com/watch?v=00s_ZSy00ho

Логопед:

Произнесем звук [с] чисто и правильно.

Губы – «улыбаются».

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

Логопед:

А что вы знаете про звук [С]?

Дети:

Звук [с] согласный, глухой


Логопед:

Теперь произнесем звук [З].

А что вы знаете про звук [З]

Дети:

Звук [З] согласный, звонкий


Логопед:

Мы говорили о звуках [с] и [з], а какими буквами они обозначаются на письме?


Логопед: А какая буква обозначает звук [С]?

Дети: эС!


Логопед:

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

( логопед дает вырезанную букву с образцом штриховки)


Логопед: А какая буква обозначает звук [З]?

Дети: Зэ!

Логопед: На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!

( логопед дает вырезанную букву с образцом штриховки)


- Ребята, давайте заштрихуем буквы эС и Зэ по образцу.


(Дети заштриховуют буквы, логопед вешает их на доску под картинками зайца и лисы)

Логопед:

- Ребята, наши герои не просто к нам пришли, они принесли телеграмму. Сейчас мы узнаем, кто ее прислал.

- Ой, а телеграмма зашифрована, и чтобы ее прочитать нам нужно ее расшифровать.

- Отгадайте, кто ее отправил:

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима)

Скажите:

-Сколько слогов в слове зима? (отхлопать зи-ма)

- А какой слог ударный? (второй)

-А сколько звуков в слове зима? (4)

-А какие это звуки? (На интерактивной доске появляется картинка зимы)

З –[З*] согласный, звонкий, мягкий

И- [И] гласный, безуд.

М -[М] согласный, звонкий, твердый

А - [а] гласный, уд

(дети выкладывают магнитики соответствующего цвета на доске)

Логопед: Ну вот, теперь можно и телеграмму прочитать (логопед читает телеграмму):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. И по такому замечательному поводу, я приготовила вам сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Выполнив задания, вы должны собрать картинку. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив их, вы узнаете дорогу к волшебному ларцу.

Логопед:

Вы готовы к путешествию? Тогда удачи!

Логопед:

Ребята, зайчик сильно торопился к нам на занятие и когда он убегал от лисы, то растерял все задания. Но мы отправимся бродить по зимнему лесу и найдем их.


Задание 1

Дети вместе с логопедом подходят к интерактивной доске, на которой подключена игра «Птицы и животные» разработанные лично на сайте Мерсибо

Дети нажимают на кнопку мыши, открывается игра.


Логопед читает задание:


- Рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен.

Дети называют (заяц, лиса, сова, зубр, сорока, снеговик, снегирь)


- Расселить жильцов в домики: в первый домик слова с одним слогом, во второй – с двумя, в третий с тремя. Дети по очереди с помощью мышки заселяют домики.


Логопед: молодцы, справились с заданием, получите часть картинки (поместить картинку на доску)


Задание 2


Дети подходит к столу, на котором лежит конверт.

В конверте карточки со словами:


Морозы, следы, воздух, снег, сугроб, узор.


Логопед: Ребята, я буду читать вам слова, если вы услышите звук З - покажите, как зайчик поднял ушки, если со звук С-зайчик ушки опустил.


Пока мы с вами играли, наши звуки С и З превратились в буквы эС и Зэ.


- Но снежинки упали на слова, и закрыли их. Нужно догадаться, какую букву спрятала снежинка ( эС или Зэ), и написать ее.


Моро*ы, *леды, во*дух, *нег, *угроб, у*ор,


(В тетрадях у детей написаны слова, в них пропущены буквы эС и Зэ, детям нужно вставить правильную букву)

Логопед: проверьте себя (на слайде слова)

Логопед: молодцы, справились и с этим заданием, получите часть картинки (поместить картинку на доску)


Задание 3


Логопед: Ребята, каких зверей можно встретить в зимнем лесу?

Дети. Лису, зайца, белку, оленя, волка. (На интерактивной доске появляются животные)

Зайчик проскакал, по снегу остались следы. (На интерактивной доске появляются следы зайца, волка,лисы, белки, оленя ).

Чьи это следы? (заячьи);

волк – (волчьи),

лиса – (лисьи),

белка – (беличьи),

олень – (оленьи).

Дети отвечают.

Логопед: А почему мы не встретили следы медведя?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге.

Логопед: Ребята, А как заяц сказать ласково.

Дети: Зайчик.

Логопед: А какой звук в слове зайчик третий, этот звук вы вчера изучали на уроке.

Дети: Й

Логопед: А какой буквой обозначается звук Й

Давайте выложим букву Й волшебными ниточками (Дети выкладывают букву Й нитками на бархатной бумаге)

Логопед: Молодцы, ребята, выполнили это задание, получите часть картинки (поместить картинку на доску)


Логопед: Ох, ребята, что – то холодно стало. Давайте с вами немножко подвигаемся.


Физкультминутка (музыкальная физминутка «Лепим снеговика»)музыка через магнитофон.

Задание 4

Дети подходит к столу, на котором лежит следующий конверт.

В конверте лежат кружки шести цветов, на каждой написана буква и цифра.


Логопед: Ребята, а как вы думаете, что животные едят зимой? Вот мы сейчас с вами и узнаем! Составьте из букв слова. Одно слово из белых кружков, одно на зеленых, еще одно на желтых, одно на розовых, одно на синих,одно из фиолетовых.

- Какие слова у вас получились?


Дети(читают слова вместе с логопедом)

ягоды, корешки, кора, семечки, мышка, орешки.

(На слайде появляются картинки снегиря, зайца и лисы)


Логопед: Кто у нас клюет ягоды, орешки, семечки? (снегирь), кору и корешки? (заяц), мышей – (лиса).

Молодцы, справились с четвертым заданием, получите часть картинки (поместить картинку на доску)

Задание 5

Дети подходит к столу, на котором лежит очередной конверт.

В конверте полоски разного цвета со словами:


  1. холодная, Пришла, зима

2) снег, Ночью, выпал

3) Утром, на, снегу, звери, оставили, следы

Логопед читает задание:


В лесу был сильный ветер. Он разбросал все слова. Нужно составить из них предложения. Одно предложение из белых полосок, одно из голубых, одно из розовых, одно из фиолетовых.


Дети составляют предложения, читают их вместе с логопедом.


Логопед: Ребята, сколько всего предложений в тексте?

Дети: (3)

Логопед:

Давайте составим схему к первому предложению:

- Какое первое слово в предложении?

Дети: пришла.

Логопед:

С какой буквы пишется слово в начале предложения.

Дети: С большой.

Логопед: Верно! С большой (выбирают схему слова с большой буквы и помещают ее да доску)

Логопед: А какое второе слово в предложении?

Дети: холодная

Логопед: Молодцы!

- А как все слова пишутся в предложении?

Дети: раздельно (берут схему слова и помещают ее на доску).

Логопед: какое следующее слово в предложении?

Дети: зима (берут схему слова и помещают ее на доску).

Логопед:

- А что мы ставим в конце предложения?

Дети: В конце предложения ставим точку.

Логопед: Какое у нас получилось предложение?

Дети: Пришла холодная зима.



Молодцы, справились с заданием. Возьмите часть картинки (поместить картинку на доску)


Задание 6

Дети подходит к столу, на котором лежит шестой конверт.

Логопед читает:


Ребята, вы нашли все конверты, которые растерял заяц, и выполнили все задания.

Скажите:

- Куда мы ходили сегодня на прогулку?

- Мы ходили на прогулку в зимний лес.

- Какие животные зимуют в лесу?

- В лесу зимуют лисы, белки, зайцы, волки, олени.

- Чем питаются животные зимой? Что едят зайцы?

- Зайцы едят кору деревьев.

-Чем питается лиса?

Лиса ест мышей.

А что клюют птицы?

Птицы едят ягоды, орешки, семечки.

- Почему вы не встретили в зимнем лесу медведя?

- Медведь зимой спит в берлоге.


Логопед:

- Молодцы, ребята! Возьмите последнюю часть картинки, поместить картинку на доску.

- Посмотрите, что у нас получилось.

(на доске собралась картинка зимы)

- Ребята, на нашей картинке чего-то не хватает. Давайте еще раз вспомним всех, кого мы встретили в лесу, и чьи следы увидали.

Дети:

- Мы встретили зайца, и увидели заячьи следы (на картину помещается заяц)

- Мы встретили лису, и увидели лисьи следы (на картину помещается лиса)

- Мы встретили волка, и увидели волчьи следы (на картину помещается волк)

- Мы встретили оленя, и увидели оленьи следы (на картину помещается олень)

- Мы встретили белку, и увидели беличьи следы (на картину помещается белка)

- Следы медведя мы не встретили потому, что медведь зимой спит в берлоге (на картину помещается медведь)

Логопед: Молодцы, ребята.

Лесным обитателям очень понравилось, как вы выполняли задания, и они передали мне волшебный ларец.

Логопед: А вот и ваш ларец! Что же внутри? ( В ларце шоколадные монеты)

Логопед отдает детям монеты.

Ребята, сегодня вы очень старались, выполнили все задания, и получили награду.

Скажите, какие звуки мы сегодня учились различать?

Дети: звуки С и З

Логопед: Оцените свою работу на занятии. Выберите смайлик и нарисуйте его себе в тетрадь.

До свидания.



Самоанализ открытого логопедического занятия.


Тема: Дифференциация звуков С-З в словах и предложениях.


Логопедическое занятие проводилось с детьми 1 класса, имеющими заключение ОНР (третьего уровня). У данных детей отмечается недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, связной речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов.


При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель:

Дифференциация звуков [С]- [З] в словах и предложениях на материале темы «Прогулка в зимний лес».

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

  1. Расширение и конкретизация знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время;

  2. Закрепление артикуляции звуков;

  3. Различение понятий звук и буква.

Коррекционно - развивающие:

  1. развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки С и З;

  2. Развитие анализа, синтеза, представления;

  3. Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, звуко- символьное соотнесение;

  4. Развитие внимания, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные: 

  1. Воспитание любви к природе, животным.

  2. формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.

Цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Планировались результаты:

Предметные: Уметь дифференцировать фонемы [С] — [З] в словах и предложениях.

Личностные: формировать умение применять знания на практике (в связной речи).

Познавательные:

Развивать познавательную активность.

Регулятивные:

Формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Учитывались межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

На занятии использовалось ИКТ, что помогало предотвратить утомление детей, повышая эффективность работы.

Занятие проходило в несколько этапов.

В начале занятия был создан положительных психологический настрой, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, друг друга, что создало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом.

  1. Вводно–организационный этап содержал загадки, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание.

  2. Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: появление лесных жителей, телеграмма о поисках ларца. Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность.

  3. Во время основного этапа дети повторили правильную артикуляцию звуков, различение понятий звук и буква, выполнили задание на развитие мелкой моторики, а также упражнения на развитие фонематического восприятия, языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, работали с деформированными предложениями, выполнили задания в тетрадях.

В ходе занятия реализовывалась взаимосвязь с учителем начальных классов, дети вспомнили звук Й, изучаемый в данный период (русский язык), читали слова и предложения (литературное чтение), говорили о жизни животных зимой (окружающий мир).

  1. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети отвечали на вопросы, составляли рассказ о животном.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: внимание, логическое мышление, память.

Все этапы занятия были выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому.

Речевой материал подбирался в соответствии с принципом от простого к сложному, а также в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей.

На занятии учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

Во время занятия формировались навыки сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.

Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия.

Несмотря на насыщенность занятия заданиями, оно продолжалось 25 минут.

В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.



Учитель-логопед Алидибирова Хатимат Касумовна.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!