Тема урока: Дополнение
Цели урока: 1. расширять и углублять знания учащихся о дополнении как второстепенном члене предложения; уметь находить дополнения в предложении;
2. уметь обобщать и систематизировать полученные знания и делать выводы; развивать умения склонять имена существительные, различать их склонение;
3. воспитывать интерес к изучаемому материалу
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Оборудование и материалы: учебник, интерактивная доска, таблица, карточки, стикеры, дерево знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой
Один ученик с каждого ряда выражает свои позитивные пожелания к началу урока
II. Проверка домашнего задания
стр 121 Записать и выделить главные члены предложения, между подлежащим и сказуемым поставить тире.
Ученики- друзья природы. Книга- наш друг. Астана- столица республики. Это стройка. Ты строитель. Дружба- большая радость. Мечта- крылья человека. Лето- пора туризма
III. Знакомство с новой темой
*Работа в паре
Учитель предлагает учащимся заполнить 1-ый столбик таблицы, все что они знают по этой теме.
* Работа с учебником страница 150 упражнение 303
Прочитайте текст. Найдите дополнения, определите, чем они выражены, на какие вопросы отвечают.
* Спешите, раскрывая скобки. Назовите приставки и предлоги.
О нем (на)писали (в)газете. Петька (по)казывал (в) сторону бассейна. Вдруг (до)неслось (со)стороны бассейна: "Помогите!". Мальчишки (под)плыли (на)помощь.
* Работа с таблицей
-Что такое склонение?
- Расскажите, какие существительные относятся к I, II и III склонению.
Склонение
I | II | III |
Ж. р- а, -я | М. р. - □ | Ж. р. - □ |
М. р - а, -я | Ср. р - о, - е | |
* выпишите из упр. 303 существительные в именительном падеже. Определите их склонение.
* Дополните предложения подходящими по смыслу существительными . Каким членом предложения они являются?
Петя рассказал о спортивных ... . Однажды о ... написали в газете. Ему поручили судить ... . Девочки кинули ему спасательный ... .
*Просклоняйте слова.
Бассейн, олимпиада, плавание.
Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? .
Дополнения, как и подлежащие, обычно бывают выражены существительными и местоимениями: Ребята говорят (о чем?) о спорте. Поэты слагают (о нем?) о нем (что?) стихи.
Возвращение к таблице. Ученики заполняют 2-ой столбик таблицы.
IV. Закрепление
Падежные окончания существительных I, II, III склонения.
Падежи | Ж. р. (земля, страна) | М.р. (океан); ср. р. (море) | Ж. р. (степь) |
Р. п Д. п П. п | -и (-ы) -е -е | -а -я -у -ю -е -е | -и -и -и |
* страница 153 упражнение 305
Используя таблицу, допишите окончания существительных, обозначьте падеж
Образец: поем о Родине (п.п ).
Играю на гитар..., мечтаю об отдых..., доехали до деревн...; расположились на полян..., гуляли в рощ..., боялись метел..., отдыхали на дач..., говорили об учител..., думали о дом..., скучали о воспитател....
* стр.153 упр. 307 "Повезло"
Прочитайте. Задайте вопрос к подчеркнутым словам. Определите, какие это члены предложения, какой частью речи они выражены.
друзьям, мне, его, отцу, голову, мне.
VI. Домашнее задание
стр.154 упр. 308 прочитать и выполнить задания к тексту;
повторить правило
VII. Оценивание
Рефлексия. Учитель повторяет правила "Дерева знаний " . Ученики склеивают стикеры на картине того человека, где они себя ощущают в конце урока.